По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», «Трансконтейнер» (подконтролен ОАО РЖД, еще 25% у группы FESCO Зиявудина Магомедова) выкупил у Global Ports сухой порт под Санкт-Петербургом «Логистика Терминал» за 1,9 млрд руб.
Соответствующую информацию 16 августа 2017 года опубликовала Global Ports на сайте Лондонской биржи. Как отмечается в сообщении «Трансконтейнера», приобретение будет оплачено после получения необходимых одобрений со стороны регулирующих органов, предположительно в течение осени 2017 года.
В ФАС сообщили, что пока ходатайство не поступало, «будем рассматривать в установленном законом порядке».
«Трансконтейнер» рассчитывает, что сделка позволит ему повысить качество предоставляемых услуг в области интермодальных контейнерных перевозок.
«Трансконтейнер» - вертикально интегрированный контейнерный оператор. Когда появилась возможность купить новый терминал в ключевой точке захода контейнеров в Россию, мы ею воспользовались, объясняет первый заместитель финансового директора «Трансконтейнера» Андрей Жемчугов. Таких крупных терминалов в Петербурге у «Трансконтейнера» не было.
Как пояснил Андрей Жемчугов, компания покупает актив на собственные средства, в ближайшее время все необходимые документы на согласование сделки будут поданы в ФАС.
Актив находится в хорошем состоянии и пока не требует дополнительных инвестиций, дальнейшее его развитие будет зависеть от ситуации на рынке, добавил господин Жемчугов.
«Логистика-терминал», введённый в эксплуатацию в 2010 году, расположен в Шушарах в 17 км от Большого порта Санкт-Петербург. Компания предоставляет услуги по переработке контейнерных грузов, оперирует железнодорожным контейнерным терминалом на станции Шушары рядом с Санкт-Петербургом.
Терминал занимает 90 га, площадь складских помещений - 16 000 кв. м, емкость контейнерной площадки - 10 000 TEU, говорится на официальном сайте терминала. Пропускная способность терминала - 200 000 TEU в год. В 2016 г. он обработал 174 000 TEU и 320 000 т навалочных грузов.
«Логистика Терминал» вошел в Global Ports в 2013 году вместе с Первым контейнерным терминалом в порту Санкт-Петербурга и Усть-Лужским контейнерным терминалом при покупке «Национальной контейнерной компании» (НКК). За 100% НКК портовый оператор заплатил $291 млн и 18% собственных акций.
У Global Ports есть еще один тыловой терминал - многофункциональный транспортно-логистический комплекс «Янино», который находится в 1,5 км от КАД. Его проектная мощность 400 000 TEU.Сделка позволит группе оптимизировать внутренние сети терминалов, концентрируясь на «Янино»; доход от продажи будет использован для сокращения доли заемных средств, снижения долговой нагрузки, это сейчас одна из приоритетных стратегических задач, следует из пресс-релиза Global Ports.
Решение об оптимизации сети терминалов было принято сразу после того, как в группе появился «Янино», объясняет представитель оператора.
Валовая прибыль Global Ports в 2016 г. составила $145 млн (-37%) , прибыль - $61 млн (+84%), говорится в отчете компании. Кредиторская задолженность на конец года составляла $34 млн ( +30% к аналогичному периоду прошлого года).
После окончания строительства Усть-Лужского контейнерного терминала в конце 2011 г. и покупки НКК в 2013 г. у Global Ports, с одной стороны, резко сократились инвестиции в развитие, а с другой – образовалось достаточно много свободных мощностей, говорится в отчете Raiffeisen Research.
Контейнерооборот порта Санкт-Петербург за шесть месяцев 2017 г. увеличился на 8% до 954 237 TEU, порта Усть-Луга - сократился на 5% до 35 747 TEU.
Стоимость явно занижена: диапазон цены сделки можно оценить от 2 млрд до 8 млрд руб., согласен аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов.
По его словам, сделка существенно не облегчит долговую нагрузку Global Ports: чистый долг группы по МСФО за 2016 г. составил $ 947 млн, а коэффициент чистый долг / EBITDA повысился до 4,2.
Но сделка поможет оптимизировать структуру Global Ports и сделать ее более эффективной - одного логистического парка «Янино» группе будет достаточно, замечает Антонов.
Совокупные расходы на строительство терминала превысили $120 млн., вспоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, Global Ports просто не нашла покупателя, который мог бы заплатить больше.
Оператор теряет объемы и уступает конкуренцию на рынке контейнерного экспорта, а это в свою очередь делает ненужными мощности в сухих портах, которые у группы объективно избыточны, объясняет он.
В ближайшие 3-5 лет ситуация будет только ухудшаться, так как мощности морских контейнерных терминалов будут расти быстрее, чем объемы, прогнозирует он.
Растущая убыточность терминала, рост себестоимости и, возможно, трудности с его загрузкой могли стимулировать Global Ports к продаже, говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам». Цену сделки для Global Ports он называет «хорошей».