По данным газеты «Коммерсант», несколько источников на операторском рынке, УГМК продает своего железнодорожного оператора АО «Уголь-Транс» (учреждено ООО «УГМК-Транс» в 2018 году). Покупателем выступает «Трансойл» непосредственно или его структуры, говорят собеседники “Ъ”.
«Трансойл» подконтролен Геннадию Тимченко (80%), но совладельцы УГМК Андрей Бокарев и Искандар Махмудов выступают миноритариями. В 2012 году их структура выкупила у господина Тимченко 13% в компании, в 2013 году господин Бокарев не исключал увеличения в перспективе доли до блокпакета.
«Трансойл», специализирующийся на перевозке нефтегрузов, по итогам 2018 года занимал пятое место в рейтинге INFOLine Rail Russia Top с объемом погрузки 74,1 млн. тонн, грузооборотом 180 млрд. тонно-километров и общим парком в управлении 54,4 тыс. единиц.
«Уголь-Транс», говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, фактически успел проработать всего два квартала — четвертый 2018-го и первый 2019 года (погрузка в обоих кварталах — 2,7 млн. тонн., грузооборот — 5,7 млрд. и 6,8 млрд. тонно-километров соответственно).
Среднемесячный объем перевозок и грузооборот компании аналитик оценивает примерно в 1 млн. тонн и 2,4 млрд. тонно-километров, что соответствует примерно 11,5 млн. тонн и 27 млрд. тонно-километров в год. Парк компании в собственности на начало года — 300 полувагонов, в лизинге — около 7 тыс.
Если сделка состоится, «Трансойл» резко нарастит парк полувагонов. Компания уже начала этот процесс, купив в 2018 году 1,1 тыс. новых полувагонов. Покупка «Уголь-Транса», говорит господин Бурмистров, напоминает сделки предыдущего цикла, когда в 2012–2013 годах крупные грузовладельцы (например, ММК, «Металлоинвест», «Северсталь», Evraz) продавали кэптивных операторов.
«Трансойл» в 2018 году вышел на рынок оперирования полувагонами, и диверсификация позитивно повлияет на бизнес компании, полагает господин Бурмистров: в нефтеналивном сегменте она уже консолидировала все возможные активы, завершив выкуп 7 тыс. нефтеналивных цистерн у «СГ-Транса».
При этом у «Трансойла» есть компетенции по работе с локомотивами, что делает особенно интересным в том числе развитие промышленной логистики.
Сделка, по мнению эксперта, выгодна и УГМК, которая продает парк на пике стоимости своему стратегическому партнеру, получает сервисный контракт и обеспечивает себя вагонами.
«Уголь-Транс» без учета сервисного контракта можно оценить примерно в 2,5–3 млрд. руб., а с учетом сервисного контракта на перевозки с «Кузбассразрезуглем» в зависимости от его условий и длительности — в 7–10 млрд. руб.
Вместе с тем господин Тимченко и «Трансойл» с 2014 находятся в SDN-списке Минфина США, запрещающем бизнес с резидентами США и доступ к финансовой системе страны.
Однако факт, что экспортные перевозки угля в случае совершения этой сделки будут обслуживаться лицом, подконтрольным санкционной компании, по мнению юристов, не осложнит ситуацию ни для поставщика, ни для покупателей угля.
Контракт на перевозку не создаст для УГМК практических санкционных рисков, полагает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич: скорее всего, он не будет отвечать критериям существенности, и плюс к тому важно, что контракт был заключен до сделки и с лицом, не связанным с фигурантами SDN-списка.
Для покупателей экспортируемого угля это также рисков не несет, считает эксперт, поскольку транспортная услуга факультативная, а основное значение имеет купля-продажа.