Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 676,59  (-8,01%)
1 020,70  (-3,05%)
6 688,46  (+27,25%)
114 599,57  (+113,27%)
4 147,75  (-43,36%)
66,03  (-1,06%)
Источник Investfunds

"Трансойл" стал совладельцем припортового оператора

Один из ведущих российских частных железнодорожных операторов, «Трансойл» (принадлежит Геннадию Тимченко), продолжает скупку активов. Компания, которая ведет переговоры о приобретении ЗАО «Нефтетранспорт», 28 июля подписала договор о покупке у «Транспортно-логистической компании» (ТЛК) 25% в капитале «Порт Усть-Луга транспортная компания» («ПУЛ транс»). Сумма сделки не раскрывается. ТЛК сохранила 25%, еще 50% у ОАО РЖД.

До недавних пор у господина Тимченко уже был актив в Усть-Луге: через Gunvor ему принадлежал нефтетерминал «Невская трубопроводная компания». Но накануне введения против бизнесмена санкций США он продал долю в трейдере (44%) партнеру по бизнесу Торбьорну Торнквисту.

Приобретение маневрового оператора, предоставляющего услуги на железнодорожных путях в порту "Усть-Луга", отвечает стратегии "Трансойла" до 2020 г., одна из целей которой - расширение за рамки сегмента железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов. Таким образом, спектр услуг "Трансойла" будет включать как традиционные операторские, так и бизнес по предоставлению услуг комплексного обслуживания подвижного состава при погрузочно-разгрузочных работах в порту.

"Принятая стратегия развития группы "Трансойл" предусматривает трансформацию в вертикально-интегрированную железнодорожную компанию для комплексного обеспечения потребностей клиентов в перевозках грузов по железной дороге. Приобретение акций "ПУЛ транс" соответствует данным целям, - отметил председатель совета директоров "Трансойла" Игорь Ромашов.

На стагнирующем рынке железнодорожных перевозок такой подход оправдан: возможности органического роста исчерпаны, необходима вертикальная интеграция, дающая существенную синергию.

ОАО "ПУЛ транс" создано в 2007 г. для осуществления маневровой работы, подачи-уборки вагонов и оказания прочих услуг на железнодорожных путях порта Усть-Луга. Компания владеет локомотивами и подъездными железнодорожными путями необщего пользования. В 2013 году объем переработки грузов по припортовой станции Лужская составил 38 млн тонн, в 2014 году планируется переработать 46 млн тонн. Чистая прибыль «ПУЛ транса» в 2013 году — 12,3 млн руб., EBITDA — 39,2 млн руб. До сделки акционерами компании являлись ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (50%) и ОАО "Российские железные дороги" (50%).

ООО "Трансойл" создано в 2003 г. как грузовая компания-оператор, специализирующаяся на перевозках нефти и нефтепродуктов. Геннадий Тимченко владеет 80% акций компании, 13% принадлежит структуре Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, 7% - Андрею Филатову.

Комментарий

Источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что сейчас интересы «Трансойла» сконцентрированы на двух портах — Новороссийском и Усть-Луге. Перевозки компании в Усть-Лугу за первое полугодие выросли в 1,5 раза — до 6,3 млн тонн, основными клиентами были «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и НОВАТЭК. Но, отмечает собеседник,  «Трансойл» может расширить зону влияния и в направлении оказания комплексных услуг в других портах, в том числе путем покупки новых активов.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савченко оценивает «ПУЛ транс» господин Савченко оценивает в три-четыре EBITDA (то есть 120–160 млн руб.). Эксперт согласен, что сделка позволит «Трансойлу» достичь синергии: компания, работающая с грузовладельцами по длинным контрактам, сможет предложить сквозной тариф, что повысит привлекательность услуг на рынке с жесткой конкуренцией на фоне переизбытка вагонов.

Глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров добавляет, что участие в «ПУЛ трансе» может обеспечить контроль за стыком между железной дорогой и портом, где постоянно возникают сбои.