План продажи — концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) с общим долгом около $2 млрд. государственному «Уралвагонзаводу» (УВЗ), который наблюдательный совет ВЭБа согласовал в мае, не может быть реализован. Банк, который получил 100% акций концерна в 2010 году в обмен на кредит в 15 млрд руб., не может разорвать опцион на обратный выкуп акций с бывшими собственниками КТЗ Михаилом Болотиным и Альбертом Баковым. Расторжение опциона (должен быть реализован в 2017 году после возврата средств) планировалось в качестве первого шага для продажи КТЗ.
Единственной возможностью для ВЭБа разорвать опцион в одностороннем порядке было объявление дефолта КТЗ синдикатом банков (его возглавляет «Сбербанк»), которому компания должна более 35 млрд руб. Но синдикат не может объявить дефолт, поскольку решение об этом принимается единогласно, а бывшие акционеры КТЗ или структуры, близкие к ним, выкупили часть долга у нескольких участников синдиката.
В мае наблюдательный совет ВЭБа согласовал план по урегулированию задолженности КТЗ. Он предусматривал конвертацию долга концерна перед ВЭБом в капитал Machinery & Industrial Group N.V., которая владеет 100% акций КТЗ. Затем предполагалось внести эту компанию в капитал УВЗ в обмен на акции допэмиссии в пользу ВЭБа.
В настоящее время сложилась патовая ситуация. Теперь в качестве наиболее вероятного варианта рассматривается сохранение под контролем старого менеджмента гражданского дивизиона (выпуск вагонов, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники) и передача военного дивизиона (ключевое предприятие — «Курганмашзавод») под управление ВЭБа и УВЗ.
Но с реализацией сценария могут возникнуть сложности: именно военный дивизион является прибыльным на фоне общей убыточности КТЗ, поэтому старый менеджмент вряд ли легко согласится. С другой стороны, военный дивизион может достаться УВЗ, будучи обремененным большинством долгов КТЗ. ВЭБ выступает за пропорциональное разделение долга между дивизионами, но реализовать это будет сложно.
В управлении машиностроительно-индустриального холдинга «Концерн «Тракторные заводы» (Machinery & Industrial Group N.V.) находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации (Москве, Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена следующими направлениями: промышленное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, запасные части и ОЕМ-комплектующие, дорожно-строительное машиностроение, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения (военное машиностроение). Основные торговые марки — «ЧЕТРА» и «Агромаш».
По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ по итогам 2012 года — около 53 млрд руб., выручка российских предприятий — 45,5 млрд руб. Из них на гражданскую продукцию пришлось 34,9 млрд руб., на военную —10,7 млрд руб. Убыток КТЗ в 2012 году — 0,92 млрд руб. Общий долг КТЗ на конец прошлого года — 59,5 млрд руб.