Под угрозой голодовки рабочих обанкротившегося автозавода «Автомобили и моторы Урала» АМУР Свердловская область нашла спасителя для него — в НПК «Уралвагонзавод» обещают «рассмотреть вопрос» покупки предприятия. Корпорация не испытывает «сильного желания» получить завод, долг которого превышает 4 млрд руб. Если сделка состоится, УВЗ, скорее всего, перепрофилирует АМУР для вагоноремонта. Это решение считается наиболее логичным — найти партнеров для АМУРа среди автопроизводителей очень сложно.
АМУР обанкротился еще в 2009 году, арбитражный суд Свердловской области весной 2010 года ввел на предприятии внешнее управление, а в начале 2012 года — конкурсное производство. Сейчас завод остановлен, его сотрудники заявили, что 20 августа начнут бессрочную голодовку из-за долгов по зарплате.
В качестве второго «потенциального инвестора» власти области рассматривают МосавтоЗИЛ — СП правительства Москвы и «Сбербанка», созданное весной для производства легких коммерческих автомобили на мощностях московского ОАМО ЗИЛ.
До конца 1990-х АМУР (тогда «Уральский автомоторный завод») был дочерней компанией ЗИЛа и собирал несколько моделей грузовых автомобилей под маркой «ЗИЛ», а также автокомпоненты для московского завода. Однако в 2002 году «Уральский автомоторный завод» обанкротился, а годом позже имущество предприятия приобрела структура екатеринбургского банка «Северная казна» — ЗАО «СК-Пром». В 2011 году банк был продан «Альфа-банку».
Для АМУРа не раз пытались найти партнера — переговоры велись с индийской Tata Motors и Renault Trucks, но проекты не были запущены. Осенью 2011 года стало известно о переговорах АМУРа со словенской компанией Troliga Bus об организации сборки автобусов, но этого тоже не произошло.
АМУР (ЗАО «Автомобили и моторы Урала») — российская компания, производитель грузовых автомобилей, расположенный в городе Новоуральске Свердловской области. До 2004 года носил название «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ).
Завод был основан в 1967 году как одно из подразделений по выпуску автокомплектующих ЗИЛ, в ходившее в состав Министерства автомобильной промышленности СССР. В 1977 году начат самостоятельно выпуск первого автомобиля-грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-157.
В 1987 году освоено производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, при этом оперение кабины ЗИЛ-130 было унифицировано с моделью ЗИЛ-131. К 1992 году году было освоено производство снегопогрузчиков и специальной техники на базе грузовых машин.
В 1992 году предприятие приватизировано в Закрытое акционерное общество «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ).
В 2002 году завод был объявлен банкротом и в 2003 году предприятие перешло в собственность подразделению Банка «Северная казна« (холдинг «Северная Казна Пром»), в 2004 году предприятие реорганизовано в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР).
В мае 2004 году ЗАО АМУР и индийская компания Tata Motors заключили контракт о сборке грузовых автомобилей. Было совместно выпущено две модели Tata-407 и Tata-613 под маркой (АМУР-4346). Планировалось заключить контракт на 3 года, с выпуском до 5-ти тысяч автомобилей в год. Но проект не был реализован.
В 2007 году АМУР планировал создание совместного производство с китайской компанией Geely Automobile, по выпуску модели Geely CK и китайской компаний «Great Wall Motors« по выпуску внедорожников ZXAuto Landmark. В мае этого года было начато пробное их производство.
В начале 2008 года совместное производство легковых китайских автомобилей было приостановлено, с возможным возобновлением производства в августе этого года. Планировалось выпуск 3 500 моделей внедорожников в год. Но проект не был продолжен.
16 июля 2010 года ЗАО АМУР и фрунцузкая компания Renault Trucks подписали соглашение о создании совместного предприятия по выпуску малотоннажных грузовиков Midlum. Их производство планировалось на мощностях российского предприятия ЗАО АМУР в Новоуральске. Инвестиции в СП предоставит ЗАО АМУР, а Renault Trucks свои технологии.
В июле 2011 проект с ЗАО АМУР был приостановлен из-за его тяжёлого финансового положения и банкротства предприятия. С 2012 года руководство ЗАО АМУР находится в поиске инвестора для развития и запуска предприятия.
Владимир Беспалов из «ВТБ-Капитала» считает, что реанимировать АМУР как автозавод очень сложно — для этого необходим иностранный партнер, но все крупные автоконцерны уже определились с производственными площадками. По мнению господина Беспалова, вариант с перепрофилированием АМУРа «выглядит наиболее логичным».