ВЭБ может возобновить переговоры о продаже концерна «Тракторные заводы» (КТЗ), долг которого перед синдикатом из 16 банков, по неофициальной информации,— около 60 млрд руб. Такой вариант обсуждался на наблюдательном совете банка; среди потенциальных претендентов на КТЗ — государственный УВЗ и «Русские машины» Олега Дерипаски, которые давно интересуется концерном.
Однако, если принцип неделимости активов концерна будет снят, то потенциальные покупатели будут претендовать на самые привлекательные предприятия железнодорожного и военного дивизионов, а остальные активы, например по производству сельхозтехники, никто не купит, тогда как банк рассчитывает продать концерн целиком.
В качестве дальнейшего варианта развития событий обсуждалось, что если переговоры о целостной продаже не увенчаются успехом, то наблюдательный совет снимет принцип целостности активов концерна, чтобы распродавать их по частям. При этом пока не совсем понятно, каким образом реализовать продажу активов КТЗ по частям и не вызовет ли это недовольство у крупнейших участников банковского синдиката — например, «Сбербанка» и ВТБ.
Напомним, что ВЭБ получил 100% акций КТЗ от основного акционера концерна Михаила Болотина и его партнера Альберта Бакова в 2010 году в обмен на кредит 15 млрд руб. Ключевыми условиями сделки был возврат собственникам КТЗ 100% акций после выплаты кредита в 2017 году и сохранение старого менеджмента.
Но уже весной 2011 года ВЭБ объявил конкурс на выбор компании для антикризисного управления КТЗ. Помимо компании Михаила Болотина заявки на него подали УВЗ и «Русские машины». Но итоги конкура так и не были подведены — старый менеджмент продолжил управление концерном. Летом прошлого года ситуация вновь обострилась — ВЭБ рассматривал вариант не только смены менеджмента, но и пересмотра условия договора купли-продажи акций КТЗ, но Михаилу Болотину вновь удалось сохранить контроль над ситуацией.
Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» (Machinery & Industrial Group N.V.) является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом.
В управлении машиностроительно-индустриального холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации (Москве, Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена следующими направлениями: промышленное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, запасные части и ОЕМ-комплектующие, дорожно-строительное машиностроение, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения (военное машиностроение). Основные торговые марки — «ЧЕТРА» и «Агромаш».
Диверсифицированный портфель производимой продукции обеспечивает холдингу обширную клиентскую базу и продвигается шестью собственными специализированными торгово-сервисными структурами в 40 странах мира через обширную дилерскую сеть, насчитывающую порядка 300 компаний.
По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ по итогам 2012 года — около 53 млрд руб., выручка российских предприятий — 45,5 млрд руб. Из них на гражданскую продукцию пришлось 34,9 млрд руб., на военную —10,7 млрд руб. Убыток КТЗ в 2012 году — 0,92 млрд руб. Общий долг КТЗ на конец прошлого года — 59,5 млрд руб.