«Внешэкономбанк» (ВЭБ) начал поэтапную продажу своих 5,02% в «Европейском аэрокосмическом и оборонном концерне» (EADS). Акции продаются небольшими частями в рынок. А еще 26 июля ВЭБ отчитался в Нидерландах (именно здесь зарегистрирован EADS) о снижении доли до 2,88%. На закрытие 25 июля проданный пакет (2,14%) стоил €763 млн.
О сделке ВЭБу пришлось отчитаться потому, что его доля стала меньше 3%. После этого порога о снижении своей доли банк информировать не обязан. Возможно, процесс продажи всего пакета ВЭБ в EADS уже завершен. Оставшийся у ВЭБа пакет стоит сейчас около €1 млрд. Решение о продаже готовилось давно. Деньги от реализации акций концерна пойдут на помощь «внучке» ОАК — «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС, производит SSJ100).
5,02% EADS весной 2006 г. ВТБ купил примерно за €1 млрд. Тогда котировки европейского концерна рухнули на 40% из-за пробуксовки программ A350 и суперлайнера A380. Менеджеры госбанка собирались внести этот пакет как раз в создаваемую тогда ОАК. Сам EADS в то время владел миноритарной долей в концерне «Иркут». Получалось, что после всех сделок ОАК и EADS могли бы стать акционерами друг друга. Предполагалось также привлечь EADS к модернизации российского авиапрома.
Но менеджеры EADS и руководители европейских стран отнеслись к сделке настороженно. Европейцы думают, что Россия «может накопить пакет EADS, а потом использовать его для того, чтобы разрушить изнутри саму компанию», признавал тогда президент России Владимир Путин. В итоге ВТБ не получил даже кресла в совете директоров EADS.
Поэтому уже в конце 2006 г. ВТБ продал долю в EADS ВЭБу за €995 млн. ОАК эти акции так и не достались. «Все операции для ВЭБа должны быть безубыточными», — объяснял предправления банка Владимир Дмитриев. Он сообщал, что банк намерен ждать роста котировок до нужного уровня. Тактика сработала. С 2007 г. капитализация EADS выросла почти вдвое. Кроме того, с 2007 г. ВЭБ получил от EADS €256 млн. дивидендов, включая €90 млн., начисленных за прошлый год.
«Европейский аэрокосмический и оборонный концерн» (сокращённо EADS - англ. European Aeronautic Defence and Space Company) — крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности. Официально зарегистрированная в Амстердаме, корпорация имеет штаб-квартиры, расположенные в Париже (Франция) и в Оттобрунне (к югу от Мюнхена в Германии). Компания основана 10 июля 2000 года слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA.
EADS является второй в мире по величине аэрокосмической компанией (после концерна Boeing). EADS также является и вторым в Европе производителем вооружения и военной техники (после компании BAE Systems.) Компания разрабатывает, производит и продаёт гражданские и военные самолёты, ракеты-носители и связанные с ними системы.
Основные акционеры компании: правительство Франции и французский концерн Lagardere — 27,53 % акций, компания Daimler AG — 22,52 %, испанский государственный холдинг SEPI — 5,46 %, до недавнего времени российский государственный «Внешэкономбанк» — 5,02 %, остальные акции распределены между менеджментом, инвестиционными фондами и торгуются на европейских биржах. По состоянию на 2003 год, количество служащих EADS составляло более чем 100 тыс. человек на семидесяти промышленных площадках, расположенных по всему миру. Капитализация компании – €22,73 млрд. Выручка (МСФО, первое полугодие 2012 г.) – €24,9 млрд. чистая прибыль – €594 млн.