Основным владельцем компании «Медиалогия» была компания IBS, ей принадлежали 75% «Медиалогии», 25% были в распоряжении Сергея Мацоцкого. По итогам сделки Мацоцкий останется совладельцем компании, но его доля в «Медиалогии» уменьшится до 21%, также оставшиеся 16% в компании получит ее гендиректор Александр Волков.
Сделка инвестиционная, утверждает первый зампред банка Юрий Соловьев. «Инвестиционная идея сделки состоит в том, что произошедшая цифровая трансформация средств массовой информации и рост влияния социальных сетей открывают возможности для проведения в интересах компаний – владельцев брендов различных маркетинговых исследований с глубиной анализа и широтой охвата, недоступной в эпоху офлайновых СМИ», – цитирует Соловьева пресс-служба ВТБ.
ВТБ рассчитывает, что на трехлетнем горизонте инвестирования «Медиалогия» улучшит операционные показатели и станет интересной крупным IT-компаниям и крупным медиахолдингам, занимающимся цифровым маркетингом и таргетированной рекламой.О том, что часть акционеров хотят выйти из бизнеса и ищут покупателя на компанию, источник, знакомый с планами компании, рассказывал «Ведомостям» летом 2018 г.
Основная деятельность «Медиалогии» – разработка и обслуживание систем мониторинга и анализа СМИ. Сейчас, по собственным данным, «Медиалогия» отслеживает 48 500 СМИ и 800 млн источников в социальных медиа, у нее больше 800 клиентов, для которых ежедневно готовится более 3 000 отчетов.
«Медиалогия» была создана в 2003 г. на базе группы IBS Анатолия Карачинского, изначально для собственных нужд. Но затем из продукта решили сделать отдельную компанию, поняв его перспективы и востребованность.
По итогам 2017 г. выручка компании выросла на 35% до 872 млн. руб., чистая прибыль – на 45% до 148 млн. руб., EBITDa составила 231 млн. руб., что больше на 45% по сравнению с 2016 г., говорится в проспекте компании для инвесторов.
К 2021 г. компания рассчитывает утроить выручку до 1,8 млрд. руб., чистую прибыль удвоить до 439 млн. руб., показатель EBITDA нарастить до 439 млн. руб.
Компания до 2017 г. была поставщиком системы мониторинга публикаций в СМИ и социальных сетях для администрации президента (АП) и правительства, но лишилась этой роли из-за претензий ФСБ к структуре владения. После этого контракты с АП получила компания «М 13», разработавшая систему для мониторинга СМИ «Катюша».
Госконтракты для «Медиалогии» – один из стабильных источников дохода: в 2016 г. они принесли компании 243 млн. руб., в 2017 г. – 223 млн., в 2018 г. – только 131 млн. руб.
Большую часть выручки компания получает от контрактов с частными компаниями, в частности ВТБ – постоянный клиент «Медиалогии»: с 2016 по 2018 г. банк платил компании за услуги по 4 млн. руб. ежегодно.
В последние годы госбанк ВТБ стал активно инвестировать в разнообразные российские компании. Одну из последних подобных сделок ВТБ закрыл в конце 2018 г.: в партнерстве с «Национальной медиа группой» (НМГ) ВТБ купил 75% «СТС медиа» (управляет каналами СТС, «Домашний», «Че», СТС Love и CTC Kids) у Ивана Таврина. Как распределяются доли между новыми владельцами и какова сумма сделки, стороны не сообщили.
Часть акционеров хочет выйти из бизнеса и ищет покупателя на «Медиалогию», рассказывал «Ведомостям» летом 2018 г. человек, знакомый с планами компании.
Для Карачинского это вторая крупная сделка за последний месяц. В начале января 2-019 года американская IT-компания DXC Technology сообщила, что за $2 млрд. планирует купить Luxoft – бывшее подразделение IBS. Если сделка состоится, IBS Group Holding Limited получит $659,9 млн. за Luxoft, подсчитывал аналитик VTB Capital Владимир Беспалов.
Группа ВТБ - российская финансовая группа, включающая более 20 кредитных и финансовых компаний, работающих во всех основных сегментах финансового рынка. В странах СНГ группа представлена в Армении, на Украине, в Беларуси, Казахстане, Азербайджане.
Банки ВТБ в Австрии, Германии и Франции работают в рамках Европейского субхолдинга во главе с ВТБ Банк (Австрия). Кроме того, группа имеет дочерние и ассоциированные банки в Великобритании, на Кипре, в Сербии, Грузии и Анголе, а также по одному филиалу банка ВТБ в Китае и Индии, два филиала ВТБ Капитал Plc в Сингапуре и Дубае.
Чистая прибыль ВТБ по МСФО в первом полугодии 2018 года выросла на 70,1% до 98,5 млрд. руб., во II квартале - на 41,9% до 43 млрд. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Чистые процентные доходы выросли на 4,8% до 238,1 млрд. руб. Чистая процентная маржа по итогам первого полугодия составила 4,1%, повысившись до 4,2% во II квартале 2018 года по сравнению с 4,1% в I квартале 2018 года и 4,1% в 2017 году.
«Медиалогия» – непрофильный актив для ВТБ, банк будет его перепродавать, уверена аналитик «Фридом финанс» Анастасия Соснова. Она оценивает сделку в 500–700 млн. руб.
В России хороший спрос на разработчиков IT-решений, говорит она, а «Медиалогия» – очень привлекательный актив, рентабельность ее бизнеса по EBITDA – 25%, что сопоставимо с показателями металлургов.
Аналитик сомневается, что ВТБ удастся улучшить финансовые показатели «Медиалогии», чтобы провести первичное размещение ее акций, и приводит пример: «Рост финансовых показателей громкого приобретения ВТБ – «Магнита» – с момента сделки серьезно затормозился».