По данным газеты «РБК daily» и информационного портала Subscribe.ru, когда венчурный фонд Сбербанка вышел из iiko, большую часть его доли выкупил Максим Нальский, один из основателей компании, разрабатывающей софт для автоматизации ресторанного бизнеса. Из маленького стартапа iiko выросла во второго игрока на рынке, и Нальский намерен продолжить борьбу за лидерство.
Максим Нальский рассказал, что сделка произошла еще в августе 2016 года. Ее точную сумму он не назвал, пояснив, что она составила «несколько сотен млн руб.». Венчурный фонд Сбербанка владел 37% доли iiko: эту долю в конце 2007 года за $3,7 млн купил первый инвестор стартапа — венчурный фонд Республики Татарстан, под управлением компании «Тройка Диалог».
Позже «Тройку» поглотил Сбербанк, и банку перешли все ее активы. Решение о продаже доли было принято в связи с закрытием фонда Республики Татарстан, пояснил представитель пресс-службы банка. Источник, близкий к сделке, уточнил, что банк вышел из инвестиции с прибылью.
Нальский купил 27% акций, увеличив свою долю до 40,3%. Остальные бумаги фонда Сбербанка приобрел еще один инвестор iiko, фонд «Лидер Инновации», который довел свою долю до 40,4% (паями в этом фонде владеют Российская венчурная компания, «Сибур Холдинг» и Газпромбанк).
Еще 19,3% долей принадлежат второму основателю iiko, владельцу ABBYY Давиду Яну, который в этой сделке не участвовал. По словам Яна, он внимательно следит за успехами iiko на рынке, но сейчас практически все свое время уделяет новому проекту — поисковику Findo. «Этому проекту я посвящаю 70 часов в неделю из моих 80 рабочих часов», — объяснил Ян.
Нальский и Ян создали iiko в 2005-м: у Яна тогда был свой ресторан FAQ-Cafe. На новый софт Ян планировал потратить около $200 тыс.
«Когда мы потратили $925 тыс. пополам, а софт еще не был готов, подумали, что стоит найти инвестора, иначе это все быстро закончится», — смеется Нальский.
В конце 2007 года iiko привлекла инвестиции фонда Татарстана, в 2012 году — $6 млн от фонда с участием «Лидера Инноваций», получившего около 28% долей (компания была оценена почти в $21,4 млн).
IT-директор «Кофе Хауз» Петр Ашихмин говорит, что восемь лет назад, когда сеть решила установить iiko, безоговорочным лидером на рынке была система R-Keeper российской компании UCS.
Но iiko предложила комплексное решение, включавшее систему мотивации персонала и дружелюбный пользовательский интерфейс, говорит Ашихмин. Клиентская база iiko растет: в начале 2013 года ее софтом пользовались около 3,5 тыс. ресторанов, а к концу 2016-го их стало 16 тыс., говорит Нальский.
Но главный конкурент iiko пока безоговорочно побеждает: сейчас, по данным самой компании, софт R-Keeper используют 42 тыс. ресторанов в 47 странах мира. На долю России и стран СНГ приходится порядка 80%.
UCS создана в 1992 году и работает не только с ресторанами, но и с кинотеатрами, парками развлечений, отелями и другими объектами индустрии развлечений и гостеприимства.
В конце 2015 года 50% акций компании UCS купил холдинг Rambler & Co Александра Мамута (по оценке журнала Forbes, за 500–600 млн руб.).
Доля R-Keeper на российском рынке ресторанного софта составляет 75–78%, заявил гендиректор UCS Сергей Горбунов.
У компании диверсифицированный набор продуктов для всей сферы гостеприимства: даже если ресторанный сегмент будет расти медленнее, компанию должны «вытянуть» другие направления. А сделка с Rambler & Co поможет привлечь новых клиентов за счет интеграции с продуктами интернет-холдинга, говорит Горбунов.
Нальский отвечает, что инсталляционная база говорит только о возрасте компании-конкурента, а по скорости подключения новых клиентов iiko за последние два года удалось немного обогнать R-Keeper. По его оценке, сейчас 80% новых ресторанов выбирают софт iiko или UCS, но iiko подключает на 10% больше, чем конкурент.
Растет и рынок: в 2015 году в России было автоматизировано около 6 тыс. ресторанов, в 2016-м — около 8 тыс., из них 3,3 тыс. установок пришлось на iiko, говорит Нальский.
По финансовым показателям iiko уже догоняет: последние два года компания росла на 20–30%, в 2015-м выручка составила 240 млн руб., в 2016-м — 312 млн руб., говорит Нальский. Компания прибыльная, но ее размер он не раскрывает.
Выручка UCS в 2015 году — 255 млн руб., чистая прибыль — 31 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»), в 2016-м выручка увеличилась на 15%, рассказал Горбунов.
Нальский говорит, что выкупил долю у фонда Сбербанка, потому что верит — iiko ждет бурный рост за рубежом.
В 2016 году на долю зарубежных установок iiko пришлось около 15%, в следующем году компания планирует увеличить ее до 22%, говорит генеральный директор iiko Роман Аврамов.
Для зарубежной экспансии понадобятся и новые инвестиции в локализацию и привлечения распространителей — их Нальский оценивает в $6–7 млн.
В ближайшие два года именно международное развитие станет для iiko драйвером роста, считает директор по венчурным инвестициям ЗАО «Лидер» Константин Надененко.
По его словам, фонд планирует выйти из компании в 2018 году и рассчитывает получить «существенную доходность как к первоначальной инвестиции 2012 года, так и в отношении сделки по выкупу доли у Сбербанка.