Московская инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) № 45 подала в Арбитражный суд Москвы иски о банкротстве как минимум четырех строительно-монтажных управлений (СМУ) «Мосметростроя», следует из базы суда. Это ООО «СМС Метростроя», ООО «Тоннель 2011», ООО «СМУ-8 Метростроя» и ООО «СМУ-5 Метростроя».
Первые два принадлежат к числу крупнейших подразделений компании: «СМС Метростроя» ведет работы на ст. м. «Рубцовская», а «Тоннель 2011» продлевает Сокольническую линию до ст. м. «Саларьево». Иск к ней 24 февраля был возвращен налоговой инспекции, которая представила суду не все необходимые документы.
«Мосметрострой» – крупнейший метростроитель России: с 1931 г. он построил 181 станцию столичного метро, а сейчас строит 12 новых и почти 22 км тоннелей. По данным стройкомплекса Москвы, на долю «Мосметростроя» приходится около 36% всех работ по строительству метро.
В конце 2010 г. компания была приватизирована и с тех пор не раз меняла владельцев. Первым из них стал «Центрстрой» экс-чиновника Минрегионразвития Владимира Когана, заплативший за актив 7,6 млрд руб. В конце 2011 г. Коган продал компанию топ-менеджерам «Мосметростроя», контроль достался его бывшему гендиректору Евгению Кашину.
В 2012 г. совладельцами «Мосметростроя» стали Андрей Бокарев и Искандер Махмудов, еще два года спустя они консолидировали в своих руках 100% акций. Как раз к тому времени Москва начала масштабную программу строительства метро. «Мосметрострой» получил треть заказов, и за несколько лет выручка компании почти утроилась – с 10 млрд руб. в 2010 г. до 28 млрд в 2014 г.
Однако не замедлили появиться и проблемы. Общая задолженность группы на конец 2014 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», превышала 29,5 млрд руб., компания завершила тот год с 848 млн руб. чистого убытка.
А летом 2015 г. рабочие одной из организаций «Мосметростроя» – СМУ-5 устроили акцию протеста у ст. м. «Петровско-Разумовская» с требованием погасить долги по зарплате. Эту акцию «Мосметрострой» назвал незаконной, но зарплату рабочим выплатил.
Если СМУ будут признаны банкротами, то «ляжет» чуть не половина московского метростроения, считает близкий к «Мосметрострою» человек. Это не нужно никому – ни акционерам, ни городу, ни банку, сказал гендиректор компании Сергей Жуков.
Поэтому обсуждается, по его словам, реструктуризация долгов: выплаты по кредитам временно заморожены, владельцы «Мосметростроя» предложили ВТБ конвертировать долг в 49% акций компании.
Речь идет о контрольном пакете, знают источник в мэрии и люди, близкие к Банку Москвы и ВТБ. Впрочем, у банка нет никакого желания заниматься метростроением.