По данным газеты «Коммерсант», акционеры судоходно-судостроительной компании Volgo-Balt Transport Holding (VBTH) — UCL Holding Владимира Лисина и миноритарии Ришат Багаутдинов и Сергей Касьяненко — решили разделить бизнес.
Как сообщил в пятницу - 10 февраля 2017 года UCL Holding, он выкупил у миноритариев принадлежавшие им 20% VBTH, а те в обмен получили 100% в одном из подразделений VBTH — компании "ВодоходЪ", занимающейся внутренними круизными перевозками.
В начале этого года ФАС дала разрешение трем кипрским структурам миноритариев Fastlead Limited, Maracol Limited, Valbridge Limited (FMV) на приобретение "Водохода".
В состав VBTH входят Волжское и Северо-Западное пароходства, "В.Ф. Танкер" и Окская судоверфь. Консолидированной отчетности дивизиона нет, в первом полугодии прошлого года Волжское пароходство (с учетом результатов "В.Ф. Танкер") получило 8,5 млн руб. чистой прибыли по МСФО при выручке в 1,38 млрд руб. (снижение на 7,5%). Северо-Западное пароходство за тот же период получило убыток по МСФО в 7,8 млн руб., выручка снизилась на 1,5%, до 3,7 млрд руб.
Флот "Водохода" — 23 круизных теплохода, 9 судов пассажирского скоростного флота и 5 судов прогулочного флота. В 2016 году "ВодоходЪ" перевез 497 тыс. пассажиров. По данным СПАРК, выручка "Водохода" в 2015 году по РСБУ — 2,6 млрд руб., чистая прибыль — 55 млн руб.
Стороны не раскрывают детали соглашения, сделка закрыта, говорят в UCL Holding. Представитель компании отметил, что решение о разделении бизнеса было принято в конце прошлого года.
Как отмечается на сайте UCL Holding, "сделка направлена на разделение между акционерами VBTH активов в части грузовых перевозок водным транспортом, с одной стороны, и перевозок пассажиров в рамках речных круизов, с другой стороны".
По словам гендиректора управляющей компании UCL Holding Игоря Федорова, продажа компании "ВодоходЪ" позволит сосредоточить управление на профильном бизнесе — перевозках массовых сухих и нефтеналивных грузов водным транспортом.
Владимир Лисин купил 80% в VBTH в 2008 году за $180 млн у Ришата Багаутдинова, Владимира Касьяненко и Виктора Олерского, который сейчас является заместителем министра транспорта и главой "Росморречфлота". После прихода на госслужбу в 2009 году господин Олерский передал свой пакет партнерам в доверительное управление.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров называет сделку "достаточно выгодной" для обеих сторон. Бывшие миноритарии VBTH смогут сосредоточиться на развитии круизов, учитывая потенциал роста турпотока и улучшение состояния внутренних водных путей к 2020 году, отмечает эксперт.
По его словам, разделение бизнеса между акционерами приобрело особую актуальность в связи с отсутствием синергии между пассажирскими и грузовыми перевозками в рамках UCL Holding.
Кроме того, "ВодоходЪ" начал масштабные инвестиции в обновление круизного флота и в декабре заказал пассажирский круизный теплоход со сроком сдачи в 2020 году стоимостью 3,2 млрд руб. по лизинговому контракту до 2037 года с "Гознак-лизинг".
В условиях, когда стоимость только контракта по круизному лайнеру превышает годовую выручку "Водохода", для UCLH участие в этом бизнесе вело к существенным рискам, отмечает господин Бурмистров.