Более половины доходов Opera Limited приносит сотрудничество с двумя партнерами-поисковиками – Google и «Яндексом», следует из документа, опубликованного на сайте американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC).
В проспекте Opera Limited (Каймановы острова) говорится, что в 2017 г. Google и «Яндекс» совокупно обеспечили 56,1% (по 43,2% и 12,9%) выручки Opera. В I квартале 2018 г. доли американской и российской поисковых систем в доходах Opera составили 44,8% и 10,4%.
В 2017 г. выручка Opera составила $128,9 млн., в I квартале 2018 г. – $39,4 млн., говорится в проспекте. Таким образом, отчисления «Яндекса» разработчику браузера за эти периоды могли составить около $16,6 млн. и чуть более $4 млн.
Выручка «Яндекса» в 2017 г. составила $1,63 млрд., а за первые три месяца этого года – $464 млн., следует из материалов компании. То есть Opera получает отчисления, соответствующие чуть более чем 1% выручки «Яндекса».
Структуру платежей «Яндекса» Opera не раскрывает. «Яндекс» лицензировал некоторые технологии у норвежской Opera, рассказывал в 2012 г. его гендиректор Аркадий Волож.
Поисковые системы, по сути, платят браузерам за увеличение доли поискового рынка, объяснил бывший сотрудник одного из разработчиков браузеров.
В той или иной стране браузер предустанавливает для пользователей поисковую строку Google, «Яндекса» или Bing, отмечает он. Плата поисковика зависит, в частности, от популярности браузера, от количества поисковых запросов через него, утверждает собеседник.