Яндекс приобрёл сервис «Бери заряд!» и выделяет его в отдельное бизнес-направление вместе с другими арендными сервисами Яндекс Go — каршерингом, самокатами и велосипедами. Новое направление возглавит операционный директор Яндекс Go Артём Молчанов. Сотрудники «Бери заряд!» продолжат развивать сервис под его руководством.
Задача нового направления — упростить передвижение людей по городу. В первую очередь команда займётся развитием арендной инфраструктуры: расширит географию и будет увеличивать количество зарядных станций и транспортных средств в местах, где они наиболее востребованы. Определить такие локации помогают созданные в Яндексе технологии прогнозирования спроса и анализа транспортных потоков. Чтобы быстрее внедрять арендную инфраструктуру, команда будет привлекать новых партнёров на условиях франшизы.
В ближайшие два года Яндекс вложит в распространение зарядных станций более 2 млрд руб. Аренда зарядок появится в Яндекс Go в I квартале 2025 года, сообщили в компании.
О том, что компании ведут переговоры, «Коммерсантъ» писал в сентябре. Опрошенные газетой эксперты оценивали сделку в диапазоне от 1,7 млрд до 3,3 млрд руб. Тогда же покупкой сервиса интересовалась МТС, по словам источников издания «Коммерсантъ», на момент переговоров «Бери заряд!» оценивал себя в 3,2 млрд руб.
Но «Яндекс» купил бизнес «Бери заряд!» по более высокой оценке, рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с деталями сделки.
В мае «Бери заряд!» провела pre-IPO на инвестиционной платформе Rounds, по итогам которого привлекла 750 млн руб. инвестиций, писали «Ведомости». Инвесторы суммарно получили 15,88% акций по цене 450 руб. за бумагу, а оценка компании составила около 4,5 млрд руб.
«Бери заряд!» – самая крупная сеть вендинговых автоматов по аренде портативных зарядных устройств в Азии, аккредитованная IT-компания, сервис аренды пауэрбанков с 2018 г., резидент фонда «Сколково». Сейчас, по данным компании, у сервиса 40 000 зарядных станций и 6 млн пользователей, по итогам года ожидается удвоение выручки. Выручка «Бери заряд!» по РСБУ в 2023 г. увеличилась в 2,6 раза год к году до 1,86 млрд руб. Чистая прибыль выросла в 6,5 раза до 170 млн руб., рентабельность по показателю составила около 9%. У компании отрицательный чистый долг и положительная EBITDA – 250 млн руб.