«Яндекс» планирует продать свои сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», рассказали РБК три источника, знакомых с планами компании. «В условиях усложнения доступа к капиталу и изменения экономической ситуации «Яндекс» решил сконцентрироваться на развитии поиска, технологий и городских сервисов», — объяснил причину продажи один из собеседников издания.
По словам собеседников, обсуждения проводятся с несколькими потенциальными покупателями, но ключевой интересант — холдинг VK. Один из источников РБК также утверждает, что переговоры ведутся с конца прошлого года. Источник РБК в VK подтвердил факт переговоров с «Яндексом». «В VK считают эффективной формой сотрудничества развитие цифровых партнерств, которые позволяют взаимно усиливать компании в различных направлениях», — отметил он, отказавшись обсуждать детали.
Еще один источник издания, знакомый с обсуждением вопроса, говорит, что идея продать «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» изначально возникла еще четыре-пять лет назад, а прошлой осенью к этому вопросу «вернулись вновь». В качестве причины возможной продажи сервисов он называет следующие: «Яндекс» хочет быть технологичной компанией, а «Яндекс.Дзен» развивается больше в сторону соцсетей». Что касается «Яндекс.Новостей», то, по словам собеседника, он вызывает «много критики со всех сторон».
«Яндекс.Новости» — агрегатор новостных материалов, который посещают, по данным компании, более 10 млн пользователей ежедневно. Сервис был создан в 2000 году.
«Яндекс.Дзен» был запущен в 2017-м, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой, где можно размещать публикации, находить аудиторию и зарабатывать на рекламе. «Дзен» изучает интересы пользователей и подбирает для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. По итогам 2021 года у «Дзена» было 22,3 млн активных пользователей в день, что на 10% выше, чем по итогам предыдущего года. Плановая выручка «Дзена» в четвертом квартале прошлого года составила 18,9 млрд руб. Аудитория и выручка «Новостей» не раскрывалась.
«Яндекс» неоднократно обвиняли в том, что компания может влиять на формирование топа «Новостей». Например, в августе 2019 года депутаты Госдумы говорили, что намерены проверить, как формируются новостные топы в агрегаторах, предполагая, что поисковые системы «специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией». Принципы работы новостных агрегаторов заинтересовали депутатов после того, как в топе «Яндекс.Новостей» оказалось сообщение о предложении депутатов Госдумы запретить эксплуатацию старых автомобилей. В ответ на это источник, близкий к сервису, говорил, что в случае введения нового регулирования новостных агрегаторов они рассматривают различные варианты его развития, в том числе полное закрытие.
Но в самой компании неоднократно заявляли, что топ формируют не сотрудники, а специальный алгоритм. «Мы не влияем на суть того, что пишут СМИ. Мы транслируем то, о чем пишут в прессе, и являемся одним из многочисленных форматов, который существует в стране», — говорил в интервью РБК управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.
С начала марта «Яндекс» ввел несколько изменений в формат «Дзена». Сначала временно перевел рекомендательную ленту на формат подписок: теперь пользователи видят только контент от заранее выбранных авторов. Потом ограничил доступ к контенту для иностранных пользователей.
UPD: В самом "Яндексе" сообщение о продаже сервисов "Новости" и "Дзен" назвали слухами (Интерфакс).