Контент-партнеры

Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'20
70
2 203
II кв.'20
74
2 790
I кв.'20
101
5 489

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
РостелекомTele2 Россия
1 781
ИркутскэнергоEn+ Group
1 580
А-ПропертиЭльгинское месторождение
1 275

Экс-менеджер РЖД и ВЭБ создали одного из крупнейших операторов вагонов. Для чего госкорпорации партнер в вагонном бизнесе?

19.12.2019, Mergers.ru
По данным газеты «РБК daily», госкорпорация ВЭБ.РФ получила 25% в компании «Атлант», занимающейся железнодорожными перевозками, следует из данных СПАРК. 75% осталось у лизинговой компании «ТрансФин-М» Алексея Тайчера и его партнеров.

Теперь ВЭБ и «ТрансФин-М» будут совместно заниматься развитием этого железнодорожного оператора, сказал РБК источник, близкий к одной из сторон сделки. По его словам, в парке новой компании будет около 75 тыс. вагонов, из них 35 тыс. — от «ТрансФин-М», а 40 тыс. — от «дочки» ВЭБа «ВЭБ-лизинг». «Вагоны ВЭБа будут переданы «Атланту» в лизинг, а также с правом выкупа по рыночной ставке», — уточнил собеседник РБК.

Пресс-служба ВЭБа это подтвердила. «ВЭБ.РФ планирует передать ООО «Атлант» в лизинг или в собственность весь парк грузовых вагонов в размере около 40 тыс. единиц подвижного состава на рыночных условиях, в результате планируемого объединения парков обеих компаний ООО «Атлант» получит в управление порядка 75 тыс. вагонов», — гласит сообщение ВЭБа, поступившее в РБК.

Почему ВЭБ решил избавиться от грузовых вагонов.

Как уточнил РБК источник, близкий к ВЭБу, компания выкупила 25% «Атланта» у «Трансфин-М» за деньги, а не обменяла акции на вагоны. Сумму сделки он не раскрыл. «Пока рано говорить о том, какая часть вагонов будет сдана «Атланту» в лизинг, а какая — продана», — отметил он.

После завершения этих сделок «Атлант» может стать третьим по размеру грузовым железнодорожным оператором России, уступая только Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» РЖД владеет 137,3 тыс. вагонов), которую Тайчер возглавлял с октября 2015 года до конца 2018 года, и Первой грузовой компании Владимира Лисина (113 тыс. вагонов).

«В результате реализована сделка по вхождению в капитал партнера, который имеет значительный опыт в этом бизнесе и сможет построить крупную компанию, предоставляющую качественные услуги потребителю, а для ВЭБ.РФ проект может стать источником увеличения доходов от парка вагонов, в том числе за счет ожидаемого роста стоимости акционерного владения», — заявил зампред ВЭБ.РФ Артем Довлатов (его слова приводятся в сообщении).

ВЭБ.РФ владеет «существенным парком вагонов», которые находятся в аренде у игроков рынка железнодорожных перевозок. Но концепция развития лизинга госкорпорации предполагает выход из операционного лизинга вагонов. За счет сделки с Тайчером ВЭБ сможет увеличивать доход от парка вагонов — от сдачи в лизинг или продажи, пояснил РБК источник, близкий к госкорпорации.

Сейчас стоимость бизнеса «Атланта» с учетом 30 тыс. вагонов, которые он получит от «ТрансФин-М», составляет 8–10 млрд. руб., говорит гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Поэтому за 25% этой компании ВЭБ мог заплатить 2–2,5 млрд. руб. Как только «Атлант» получит в управление все 75 тыс. вагонов, его стоимость к концу 2020 года может вырасти до 30 млрд. руб., предполагает эксперт.

Как Тайчер создает новую компанию.

«В лице ВЭБ.РФ мы нашли надежного партнера, совместно с которым планируем создание ведущего игрока на рынке железнодорожных перевозок», — заявил Тайчер, возглавляющий совет директоров «ТрансФин-М». По его словам, объединение парка «ТрансФин-М» и «ВЭБ-лизинга» позволит повысить эффективность его управления и «предложить клиентам конкурентные условия сотрудничества».

«По первым 17 тыс. вагонов [из 40 тыс.] договоры подписаны, передача подвижного состава [«Атланту»] уже ведется», — говорится в сообщении ВЭБ. В парке «Атланта» будут полувагоны, цистерны, крытые вагоны и платформы.

С точки зрения конъюнктуры рынка ставки аренды и доходность оперирования универсальным парком подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, универсальные платформы) в 2020–2022 годах будут после пикового 2019 года вновь падать из-за профицита вагонов, говорит Бурмистров.

«Но это касается не всех видов вагонов, доходы от оперирования сохранятся на высоком уровне у фитинговых платформ, минераловозов и зерновозов, а у нефтеналивных цистерн будут расти», — подчеркнул аналитик.

«Передаваемый в «Атлант» парк так или иначе задействован под перевозки, поскольку уже работает на рынке. Поэтому в целом компания будет обеспечена грузовой базой», — сказал РБК источник, близкий к одной из сторон сделки.

Согласно сайту «ТрансФин-М», среди ее клиентов-грузоотправителей — СУЭК, компания также предоставляет вагоны в лизинг ФГК и компании «ТрансКлассСервис», а ВЭБ сдает вагоны в лизинг той же ФГК и «Нефтетранссервису».

О том, что Тайчер решил создать крупного железнодорожного оператора на базе активов «ТрансФин-М» и «ВЭБ-лизинга», источники РБК сообщили еще 1 июля 2019 года. Предполагалось, что в новой компании ВЭБ получит 49%, а также опцион на продажу этой доли Тайчеру по рыночной цене через несколько лет. Почему в итоге ВЭБ получил только 25%, стороны сделки не говорят.

Перед сделкой с ВЭБом экс-глава ФГК с партнерами в начале ноября 2019 года завершил выкуп 100% «ТрансФин-М» у НПФ «Благосостояние» за 32,6 млрд. руб.

Летом 2019 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) блокировала сделку, аргументируя тем, что присутствие менеджмента РЖД на рынке вызывает вопросы, «особенно в условиях снижения погрузки на сети»: Тайчер, хотя и ушел в конце декабря 2018 года с поста главы ФГК, оставался советником гендиректора РЖД Олега Белозерова и входил в советы директоров ее «дочек», а также Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

Разрешение от ФАС на эту сделку он получил только 23 августа 2019 года, после того как ушел в отставку со всех постов в РЖД и ГТЛК.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст