Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 452,17  (+12,41%)
1 187,76  (+9,07%)
5 048,42  (-23,21%)
63 722,39  (-1 072,01%)
3 123,80  (-45,44%)
89,11  (+1,21%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • «Росатом» рассказал об условиях сделки с покупателем «Трансконтейнера»

«Росатом» рассказал об условиях сделки с покупателем «Трансконтейнера»

30.12.2019, Mergers.ru

«Росатом» приобрел 30% группы «Дело» Сергея Шишкарева, оценивая ее без учета победы компании на аукционе по продаже контрольного пакета «Трансконтейнера». Об этом рассказал журналистам гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев, передает корреспондент РБК.

Группа «Дело» 27 ноября 2019 года приобрела 50% плюс две акции крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора в России — компании «Трансконтейнер» за 60,3 млрд. руб., что почти вдвое выше стартовой цены.

В борьбе за актив компания Шишкарева обошла структуры миллиардеров Романа Абрамовича и Владимира Лисина. Меньше недели спустя стало известно, что «Росатом» в свою очередь приобретет долю в группе «Дело».

Как «Росатом» оказался в «Деле».

Лихачев не назвал сумму сделки по покупке 30% «Дела», отметив лишь, что группу оценивали без учета «Трансконтейнера». «Поскольку было непонятно, выиграет ли группа «Дело» аукцион, и если да, то по какой цене», — пояснил он.

По его словам, решение о начале due dilligence группы Шишкарева было принято в феврале 2019 года. О том, что приватизация «Трансконтейнера» состоится осенью, стало известно также в феврале.

«Трансконтейнер» стал самым крупным активом в структуре группы «Дело», которой также принадлежит «Делопортс» (владеет стивидорными активами в порту Новороссийск, контейнерным терминалом НУТЭП, зерновым терминалом КСК и сервисной компанией), интермодальный оператор «Рускона» и 30,75% Global Ports — крупнейшего в России оператора морских контейнерных терминалов.

EBITDA всех активов группы «Дело» находится на уровне 35–40 млрд. руб., из которых на «Трансконтейнер» приходится примерно 21 млрд. руб., говорил РБК руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Он оценивает всю группу без «Трансконтейнера» в 55–70 млрд руб., то есть «Росатому» 30% могли обойтись в 16,5–21 млрд. руб. С учетом контрольного пакета в «Трансконтейнере» оценка группы удваивается, достигая 100–165 млрд. руб., сказал эксперт.

Источник, знакомый с деталями переговоров по продаже «Росатому» доли в «Деле», говорил РБК, что госкорпорация не будет финансировать покупку «Трансконтейнера». Кредит на эту сделку группе Шишкарева предоставил Сбербанк.

«Понятно, что он частично закрыл сделку деньгами, полученными от «Росатома», но большую часть — за счет кредита Сбербанка», — сказал Лихачев. «Росатом» для Шишкарева — сильный партнер, который, скорее всего, и помог ему привлечь кредит Сбербанка, полагает Худалов.

«Мы решили привлечь серьезного игрока, уже находящегося на этом рынке [контейнерных перевозок], несвязанного никакими корпоративными и политическими обязательствами. Мы с ним (Сергеем Шишкаревым) об этом договорились полтора года назад», — сказал глава «Росатома», который стал оператором Северного морского пути и намерен совместно с группой «Дело» создать платформу для запуска международного транспортно-логистического бизнеса.

По словам Лихачева, Шишкарев давно присматривался к «Трансконтейнеру» и «на каком-то этапе» спросил у госкорпорации разрешения на участие в аукционе. Пока шли процедуры по вхождению «Росатома» в капитал группы «Дело», бизнесмен поучаствовал в приватизации. «Я беседовал с Сергеем за несколько часов до аукциона, и он не был уверен в своей победе», — рассказал журналистам Лихачев.

В интервью газете «Коммерсантъ» 26 декабря 2019 года Шишкарев также говорил, что стороны договорились об условиях вхождения «Росатома» в группу еще до приватизации «Трансконтейнера» — в середине октября 2019 года.

«Потом шли корпоративные процедуры «Росатома», а параллельно — процесс по «Трансконтейнеру», который мы двигать не могли, равно как и подстраивать что-то под него. Договоренность с «Росатомом» была достигнута, и сделка была бы заключена вне зависимости от результатов аукциона по приобретению доли в «Трансконтейнере», — подчеркнул он.

«Трансконтейнер» нам симпатичен как прибыльный актив, стоимость которого растет. При этом только внутренние перевозки самого «Росатома» выросли в 80 раз в последние годы», — подытожил Лихачев. «У нас еще есть несколько проектов, в том числе и за рубежом, которые по политическому значению будут даже громче», — добавил топ-менеджер, не назвав их.

Зачем госкорпорации контейнерные перевозки.

Накануне приватизации «Трансконтейнера» стало известно, что «Росатом» планирует создать транзитную инфраструктуру на Северном морском пути (СМП) за $7 млрд. В частности, предполагается создание нового перевозчика с оборотом $5,6 млрд. на пике начиная с 2026 года, а также запуск контейнерной линии на этом маршруте мощностью 30 млн. т в год к 2028 году.

Для перевозки целевого объема контейнерных грузов через СМП потребуется арктический флот из 33 коммерческих судов (контейнеровозов), инвестиции в создание флота госкорпорация оценивает в $5,8 млрд.

По плану развития СМП до 2035 года «Росатом» вместе с Минвостокразвития и Минтрансом подготовит к декабрю 2020 года технико-экономическое обоснование создания российского контейнерного оператора, обеспечивающего международные перевозки по Северному морскому пути, в том числе с применением контейнеровозов ледового класса, работающих на ядерном топливе или сжиженном природном газе.

Цель «Росатома» — реализация конкурентного преимущества СМП относительно Южного морского пути через Суэцкий канал: расстояние по северному маршруту на 40% короче, время доставки грузов на 20–30% меньше в зависимости от ледовых и погодных условий, а также сопоставимая себестоимость и возможность ее оптимизации при использовании атомных ледоколов, указано в материалах госкорпорации.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст