По данным газеты «Коммерсант», 4 июля 2016 года Федеральная грузовая компания (ФГК; входит в ОАО РЖД) и "Газпромбанк Лизинг" (ГПБЛ) заключили договор возвратного лизинга вагонов на 16,1 млрд руб.
Фактически при такой схеме ФГК продает свои вагоны ГПБЛ, а затем берет их в аренду. На весь срок действия договора имущество переходит к лизингодателю, а оператор будет ежемесячно выплачивать ГПБЛ ставку аренды.
По словам гендиректора ФГК Алексея Тайчера, привлеченные средства компания направит на программу долгосрочного развития и обновление собственного парка.
В конце июня 2016 года ГПБЛ победил в тендере на приобретение у ФГК 10,5 тыс. полувагонов на условиях возвратного лизинга: тогда компания обошла на торгах "Альфа-Лизинг".
ФГК — один из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России, на конец мая в оперировании у нее было 139,7 тыс. единиц подвижного состава. Погрузка ФГК в 2015 году составила 165,5 млн тонн, на 2,2% больше, чем годом ранее.
Операторы используют сделки возвратного лизинга как более надежный аналог кредита под залог. Сейчас у операторов ограничен спектр финансовых инструментов для привлечения средств, а возвратный лизинг позволяет даже на низком рынке диверсифицировать источники финансирования и перераспределить долговую нагрузку на более длительный срок, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
При этом и для операторов, и для банков эта схема комфортнее классического кредита: операторам она позволяет более эффективно использовать парк, чем при залоге, а банкам возвратный лизинг через аффилированную лизинговую компанию позволяет лучше управлять рисками.
ФГК есть куда потратить средства: оператор рассматривает возможность приобретения "УВЗ-Логистик", парк которой уже находится у нее в аренде. Сделку готовит Sberbank CIB, в конце июня ФГК заказала у КПМГ оценку справедливой стоимости 50% УВЗЛ.
Как ранее сообщал гендиректор УВЗЛ и заместитель главы ФГК Дмитрий Еремеев, после проведения независимой оценки будет определено, 50% или 100% УВЗЛ будет продано.
Михаил Бурмистров полагает, что средства, полученные за счет возвратного лизинга, будут направлены именно на сделку с УВЗЛ, где, по его мнению, 10-12 млрд руб. достаточно, чтобы запустить процесс реструктуризации долга УВЗЛ и продажи ее ФГК.
Чистую стоимость парка УВЗЛ господин Бурмистров оценивает в 45 млрд руб. с НДС, а из общего долга компании 100 млрд руб. непосредственно на операторский и арендный бизнес относится около 70 млрд руб. (остальное — на непрофильные активы, в основном на угольную шахту "Заречная").
Как говорил господин Еремеев, "обязательное условие: тот долг, который УВЗ выдала на этот бизнес, будет возвращен".