По данным газеты «Коммерсант» и информационного агентства AK&M, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует купить контрольный пакет в оперлизинговой Brunswick Rail (100% у Amalgam Rail Investment Ильи Беляева), а также приобрести у структур Сергея Генералова его Первую тяжеловесную компанию (ПТК) (управляет преимущественно парком более грузоподъемных инновационных вагонов), рассказали два источника, знакомых с ситуацией.
В сентябре 2018 года представители ГТЛК встречались с Brunswick и ПТК, говорит собеседник, после чего была нанята Ernst & Young, оценившая Brunswick в 26–29,5 млрд. руб. (в зависимости от учета 4,1 тыс. фитинговых платформ), а ПТК — в 88,5 млрд. руб.
Цена, которую планирует предложить ГТЛК, содержит дисконт к оценке — около 20 млрд. руб. за Brunswick и свыше 70 млрд. руб. за ПТК, говорит источник.
Слухи о том, что ГТЛК ведет переговоры с Brunswick, ходили по рынку еще летом 2018 года, Brunswick признавала факт переговоров с рядом компаний, но заявляла, что предложения всерьез не рассматривает.
Это не первая идея консолидации рынка на базе ГТЛК. Компания претендовала на покупку «Трансфин-М» (третье место на рынке оперлизинга). Затем наиболее вероятным претендентом был ВТБ, сейчас сделка приостановлена.
Также ГТЛК — ключевой элемент схем, которые в разное время предлагал бизнесмен Александр Карманов.
В рамках планируемой сейчас сделки предполагается, что Brunswick оптимизирует структуру собственности, чтобы ГТЛК, приобретя одну из промежуточных структур Niezat Company Ltd, получила 100% в российских ООО «Брансвик Рейл», «Профтранс», «Спецтранссервис» и «Амальгам Рейл Менеджмент». За пределы сделки будут выведены фитинговые платформы.
Похожая реструктуризация планируется в группе ПТК, где сейчас компаниями «Нитрохимпром» и «Восток 1520» владеет ООО «Проминвествагон» через «ПТК-Холдинг», а «ВМ-Транс» и ТВМ принадлежат ООО «Промышленные активы».
Предполагается, что «Промышленные активы» будут переданы под контроль «ПТК-Холдинга», 100% которого и купит ГТЛК. В итоге ГТЛК консолидирует 77,3 тыс. вагонов и займет третье место по объему парка среди операторов, говорит информированый источник.
По его словам, организаторы сделки полагают, что она не увеличит вес госсектора в операторской отрасли, поскольку госбанки и так основные кредиторы покупаемых компаний (ВТБ у Brunswick, Сбербанк у ПТК).
За счет масштаба она сможет сглаживать колебания ставок, считает источник, а после выплаты долга в 2024 году начнет генерировать свободный денежный поток, который к 2048 году превысит 1,7 трлн. руб. Парк законтрактован надолго, и в течение пары лет ГТЛК не планирует ничего менять в деятельности компаний, добавил он.
Другой собеседник говорит, что финансировать сделку по Brunswick планировал ВТБ. Сделку планировали вынести на одобрение совета директоров сегодня - ГТЛК 16 ноября 2018 года, пока заседание не анонсировано.
Это необходимо для подачи необязывающего предложения, поясняет источник, добавляя, что сделки планировали согласовать до конца ноября, а завершить — с получением согласия ФАС в декабре-январе.
Глава совета директоров Brunswick Rail Владимир Лелеков пояснил, что компания продолжает получать предложения от ведущих участников рынка, но «ни в ноябре, ни до конца года никаких сделок не планируется». В ФАС заявления от ГТЛК не поступали.
ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК, ИНН 7720261827) появилось на рынке лизинговых услуг в 2001 году как ЗАО "Лизинговая компания гражданской авиации".
С инициативой создания выступило ФГУП "Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения". Основной задачей компании стало обеспечение новой аппаратурой и техникой аэропортов и авиационных компаний России.
ГТЛК предлагает лизинговые программы для всех секторов транспортной отрасли, а также для предприятий других отраслей экономики.
Компания реализует государственные инициативы развития и содержания транспортной инфраструктуры, а также ведёт самостоятельные эффективные лизинговые проекты в партнёрстве с ведущими российскими банками. ГТЛК предлагает комплексные решения для руководителей областей и регионов, представителей малого и среднего бизнеса, крупного корпоративного сектора.
Чистая прибыль ГТЛК за первое полугодие 2018 года по МСФО составила 442 млн. руб. против убытка в 1,702 млрд. руб. годом ранее.
Процентные доходы от финансового лизинга выросли на 50,73% до 9,127 млрд. руб. с 6,055 млрд. руб., доходы от операционной аренды - на 56,72% до 10,765 млрд. руб. с 6,869. млрд. руб., прибыль до налогообложения составила 615 млн., руб. против убытка в 2,457 млрд. руб. за аналогичный период 2017 года.
По данным ИПС "ДатаКапитал" ИА AK&M, чистая прибыль ГТЛК по РСБУ в первом полугодии 2018 года составила 379,995 млн. руб. против убытка в 2,135 млрд. руб. годом ранее.
Выручка выросла на 89,13% до 17,079 млрд. руб. с 9,03 млрд. руб., прибыль от продаж - в 2,05 раза до 8,527 млрд. руб. с 4,169 млрд. руб., прибыль до налогообложения составила 496,007 млн. руб. против убытка в 2,655 млрд. руб. за аналогичный период 2017 года.
ГТЛК по итогам первого полугодия на шестом, а с учетом покупки «Нефтетранссервисом» парка ОТЭКО — на пятом месте среди оперлизинговых компаний, поясняет глава «Infoline Аналитики» Михаил Бурмистров.
На 1 июля 2018 года парк ГТЛК превышал 47 тыс. вагонов, из которых 36,7 тыс. передано в финансовый лизинг, 10,3 тыс.— в операционный, поясняет он. ГТЛК может стать лидером как в оперлизинге с более чем 47 тыс. вагонов, так и на рынке инновационных вагонов (почти 42% этого парка в РФ), добавляет господин Бурмистров.
Оценку стоимости он считает весьма привлекательной с учетом масштабного роста цен на новые вагоны. Но, продолжает эксперт, лизинговый бизнес ГТЛК в железнодорожном сегменте достигает сверхконцентрации с покупкой ПТК — ее основного клиента, у которого основной долг приходится на лизинговые контракты самой ГТЛК.
Также компания заходит в сегмент прямого оперирования вагонами, получая «Восток 1520», и становится очень сложной по структуре бизнеса и малопонятной для инвесторов, добавляет он.