ВЭБ решил продать концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) государственному «Уралвагонзаводу» (УВЗ). Официльно ВЭБ может продать Machinery & Industrial Group N.V. (M&IG), которая владеет 100% акций КТЗ, государственной НПК УВЗ. Схема продажи еще обсуждается, но самый реальный вариант — конвертация долга концерна перед в ВЭБом (более 18 млрд руб.) в уставный капитал M&IG и внесение этой компании в капитал УВЗ в обмен на акции допэмиссии.
Однако, сделку осложняет наличие у бывших собственников концерна Михаила Болотина и Альберта Бакова опциона на обратный выкуп M&IG. КТЗ достался ВЭБу в 2010 году в обмен на кредит в размере 15 млрд руб., и ключевыми условиями были возврат собственникам концерна 100% акций M&IG после выплаты кредита в 2017 году, а также сохранение старого менеджмента. Пока договориться с прежними собственниками о расторжении опциона не удалось.
Помимо ВЭБа концерн кредитовал синдикат банков во главе со «Сбербанком». С учетом процентов этот долг превышает 35 млрд руб. В первом полугодии КТЗ должен был выплатить синдикату 16,6 млрд руб. основного долга и процентов, но до сих пор не сделал этого. Банки требуют от КТЗ «незамедлительно погасить долг», угрожая дефолтом по кредитам и обращением взыскания на имущество КТЗ. В этом случае ВЭБ должен будет потребовать досрочного погашения своего кредита, что, скорее всего, приведет к кросс-дефолту.
Дефолт позволит ВЭБу в одностороннем порядке отказаться от опциона. Но подобная схема может быть реализована только в крайнем случае, если переговоры с прежними собственниками концерна провалятся, поскольку она создаст массу дополнительных юридических проблем. Сейчас с синдикатом удалось договориться о временном переносе сроков платежей по кредиту «для дальнейшего проведения переговоров».
Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» (Machinery & Industrial Group N.V.) является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом.
В управлении машиностроительно-индустриального холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации (Москве, Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, запасные части и ОЕМ-комплектующие, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения.
Диверсифицированный портфель производимой продукции обеспечивает холдингу обширную клиентскую базу и продвигается шестью собственными специализированными торгово-сервисными структурами в 40 странах мира через обширную дилерскую сеть, насчитывающую порядка 300 компаний.
Ассортимент выпускаемой предприятиями холдинга продукции включает в себя широкий спектр базовых моделей, которые могут быть модифицированы и дополнены в соответствии с индивидуальными и реальными потребностями заказчиков.
Созданная вертикально-интегрированная модель производства позволяет «Концерну «Тракторные заводы» обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой продукции - от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства металлов и запчастей до маркетингово-сбытовых операций, послепродажного технического обслуживания и сопровождения потребителя через специально созданный единый центр сервисного обслуживания ООО «Сервис промышленных машин».
По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ по итогам 2012 года —53 млрд руб., выручка российских предприятий — 45,5 млрд руб. Из них на гражданскую продукцию пришлось 34,9 млрд руб., на военную —10,7 млрд руб. Убыток КТЗ в 2012 году — 0,92 млрд руб. Общий долг КТЗ на конец 2012 года — 59,5 млрд руб.
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова стоимость активов КТЗ составит не более 30 млрд руб. при долге 59,5 млрд руб., поэтому доля ВЭБа в УВЗ по результатам сделки, скорее всего, не превысит 10%.