Вопрос продажи принадлежащего РЖД блокирующего пакета акций «Первой грузовой компании» ПГК структурам Владимира Лисина, который и без того владеет 75% минус две акции оператора, казался было уже решенным. В конце мая РЖД получили предложение от Владимира Лисина о продаже оставшегося пакета за 45 млрд руб. Глава ПГК Олег Букин пояснил тогда, что цена определялась исходя из прошлой аукционной стоимости 125,5 млрд руб. (за 75%) с учетом небольшой премии.
РЖД довольно быстро выразили свое согласие, для совершения сделки оставалось лишь заручиться одобрением правительства. Ожидалось, что правительственная директива поступит в монополию в конце июня, тогда же совет директоров компании был готов рассмотреть продажу акций ПГК. Однако чиновники до сих пор так и не дали ответ.
С чем связана заминка, стало известно только сейчас. Против поспешной продажи акций ПГК структурам Владимира Лисина выступает Росимущество. Чиновникам Росимущества во главе с Ольгой Дергуновой не нравится закрытая форма продажи грузового оператора, а также тот факт, что РЖД не согласовали предполагаемую сделку с Лисиным с профильными ведомствами. Именно этим и объясняется отсутствие до сих пор правительственной директивы.
По мнению Росимущества, непонятно, на основании чего РЖД решили, что все 100% ПГК должны быть сосредоточены в одних руках, и насколько справедлива согласованная между сторонами сумма. Росимущество предложило монополии привлечь инвестиционного консультанта, который провел бы анализ рынка и оценил стоимость актива. Также предстоит обсудить и форму продажи актива, не исключено, что выбор будет сделан в пользу аукциона. Кроме того, совместно с консультантом монополия должна представить список потенциальных претендентов на ПГК. Позицию Росимущества поддерживает Минэкономразвития.
Ранее президент РЖД Владимир Якунин говорил, что поддерживает идею продажи всего оставшегося пакета ПГК компании Владимира Лисина. «А какой смысл разбивать 25-процентный пакет, при том что 75% уже продано в одни руки? Если мы разобьем, то получим денег меньше, чем можем получить за продажу всего пакета», — выразил тогда свою позицию президент компании.
ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Компания была образована в июле 2007 года, с ноября того же года приступила к самостоятельному управлению вагонным парком.
В декабре появились первые филиалы компании в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, а к весне 2008 года филиальная сеть сформировалась полностью. В настоящее время в структуре ПГК 14 филиалов, осуществляющих обслуживание клиентов по сети железных дорог практически на всей территории России. На территориях Украины и Финляндии интересы ПГК представляют компании «ПГК в Украине» и Freight One Scandinavia.
ПГК предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. Эффективную работу компании обеспечивают 3 800 сотрудников. В 2011 году ПГК перевезла более 284,4 млн тонн грузов, доля компании в объеме грузоперевозок России превышает 20 %. В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа.
28 октября 2011 года был проведён аукцион по продаже 75 % минус 2 акций компании, ставший крупнейшей приватизационной сделкой в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли. Победителем стала предложившая 125,5 млрд руб. (стартовая цена аукциона) «Независимая транспортная компания», входящая в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину.
«Вряд ли кто-то сможет предложить больше Лисина, ведь ему важно получить полноценный контроль над компанией, чтобы максимально задействовать ее потенциал», — согласен с главой железнодорожной монополии Олег Трудов из Института проблем естественных монополий.
«Идея с продажей ПГК через аукцион — полная чушь, никто не захочет быть миноритарием в компании, в которой все стратегические решения будут приниматься основным акционером», — говорит источник в РЖД.