ОАО РЖД начало процесс продажи оставшегося у монополии блокпакета в крупнейшем в России железнодорожном операторе — «Первой грузовой компании» (ПГК). Причем, вопреки ожиданиям, у основного владельца ПГК Владимира Лисина появился серьезный конкурент. Заявку на участие в торгах, которые запланированы на 15 октября, подала также АФК «Система». Она начинает строить собственный железнодорожный бизнес и готова купить акции не дешевле 45 млрд руб. В результате на рынке ждут либо договоренностей между претендентами, либо спекулятивного роста цены пакета.
В начале сентября JP Morgan от имени ОАО РЖД разослала крупным операторам предварительное предложение о продаже 25% акций ПГК. Такие письма получили, в частности, UCLH (уже владеет 75% минус 2 акции ПГК), «Нефтетранссервис», Globaltrans, АФК «Система». Заявки на участие в торгах по продаже блокпакета ПГК собирались до 17:00 17 сентября. В итоге их подали только UCLH и АФК «Система». До 15 октября претенденты должны предоставить ОАО РЖД обязывающие предложения по сделке. По условиям продавца, минимальная цена бумаг составляет 45 млрд руб. Форма торгов еще не определена.
О том, что ОАО РЖД рассматривает возможность продажи 25% акций ПГК до конца 2012 года, стало известно весной. Но единственным претендентом считался холдинг Владимира Лисина, т. к. нет смысла по такой цене заходить миноритарием в ПГК. В UCLH тоже уверены, что «Системе» нет смысла участвовать в торгах. «Сложно предположить, что кто-то готов будет вступать в клинч с нынешним контролирующим акционером ПГК для достижения непонятной, призрачной выгоды. Ведь 25% акций не дают возможности их владельцу активно влиять на дивидендную политику компании»,— говорят в холдинге.
В АФК «Система» объясняют свой интерес к ПГК тем, что «отрасль железнодорожных перевозок в целом инвестиционно привлекательна». «Мы уже сделали первые шаги по выходу на этот рынок,— говорят в «Системе».— Рассматриваем возможность участия в аукционе по приватизации «СГ-Транса». Так что наша заявка на торги по блокпакету ПГК — это логичный шаг».
ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) - крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Компания была образована в июле 2007 года, с ноября того же года приступила к самостоятельному управлению вагонным парком.
В декабре появились первые филиалы компании в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, а к весне 2008 года филиальная сеть сформировалась полностью. В настоящее время в структуре ПГК 14 филиалов, осуществляющих обслуживание клиентов по сети железных дорог практически на всей территории России. На территориях Украины и Финляндии интересы ПГК представляют компании «ПГК в Украине» и Freight One Scandinavia.
ПГК предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. Эффективную работу компании обеспечивают 3 800 сотрудников. В 2011 году ПГК перевезла более 284,4 млн тонн грузов, доля компании в объеме грузоперевозок России превышает 20 %. В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа (17% от всего парка РФ).
28 октября 2011 года был проведён аукцион по продаже 75 % минус 2 акций компании, ставший крупнейшей приватизационной сделкой в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли. Победителем стала предложившая 125,5 млрд руб. (стартовая цена аукциона) «Независимая транспортная компания», входящая в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину. Выручка грузовой компании составила за 2011 год — 117 млрд руб., прибыль — 26 млрд руб.