29 ноября 2012 года завершается прием заявок на участие в торгах по продаже 55% государственных акций «Ванинского морского торгового порта». Сами торги состоятся 7 декабря. До сих пор на рынке чаще всего предполагали, что ценник будет равен сумме обязательного банковского обеспечения, составившего 3 млрд руб. Однако, стартовая цена за госпакет в «Ванинском морском торговом порту» определена в 1,5 млрд руб. Организатор торгов «ВТБ Капитал» уведомил об этом претендентов при подаче ими заявок на участие в тендере.
На сегодняшний день интерес к активу проявляют шесть компаний, уже получивших одобрение ФАС, — UCL Holding Владимира Лисина, «Мечел-Транс», En+ Group Олега Дерипаски, «УВЗ-Логистик» (структура государственного «Уралвагонзавода»), а также принадлежащий Анатолию Скурову холдинг «Сибуглемет» вместе с подконтрольной ему компанией «Междуречье».
Аукцион по приватизации Ванинского порта был объявлен в начале октября. При этом стартовая цена должна была быть определена не позднее 29 октября. Это уже вторая попытка государства продать свою долю в Ванино. Весной прошлого года победителем аукциона был признан малоизвестный «Сэлтехстрой» Ивана Микояна. Тогда компания предложила за актив сенсационные 10,8 млрд руб. (при стартовой цене 934 млн руб.), однако в итоге не смогла оплатить покупку.
На этот раз организаторы торгов решили подстраховаться и ввели дополнительное правило: потенциальные претенденты должны представить безотзывную банковскую гарантию на 3 млрд руб.
Сами будущие участники торгов оценивают актив гораздо выше: на прошлогоднем аукционе сразу несколько компаний были готовы заплатить за акции порта более 4 млрд руб., но в итоге уступили напору компании Ивана Микояна. Сейчас претенденты также настраиваются на серьезную борьбу: 26 ноября акционеры UCLH решили, что компания сможет торговаться до отметки 10 млрд руб.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основной владелец компании в настоящее время – государство (55% голосующих акций). Еще около 28% акций контролирует En+ Group Олега Дерипаски.
Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.
Учитывая, что участник должен гарантировать наличие у него банковской гарантии аж на 3 млрд руб., стартовая цена 1,5 млрд руб. выглядит вполне приемлемой, говорит глава агентства Infranews Алексей Безбородов. Изначально высокая цена могла просто испугать отдельных претендентов, считает аналитик.
С ним согласен и Константин Юминов из Raiffeisenbank. С точки зрения конкуренции это верное решение и рассчитано на привлечение к аукциону как можно большего количества участников, говорит он.