Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'25
82
7 484
III кв.'25
89
2 484
II кв.'25
92
5 110

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Росхим Газпром нефтехим Салават
3 350
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
S8 CapitalAquarius
1 000

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 786,15  (+17,59%)
1 140,14  (+7,80%)
6 917,81  (-58,63%)
74 772,07  (-1 484,54%)
2 195,27  (-95,58%)
67,33  (+1,03%)
Источник Investfunds

ОСК продало 100% долей КМЗ, купленные летом 2025 года, прежнему собственнику

19.01.2026, Mergers.ru
Представители ОСК и Кингисеппского машиностроительного завода 14 января заявили о прекращении сотрудничества и о том, что ОСК продало 100% долей КМЗ, купленные летом 2025 года, прежнему собственнику завода. Об этом пишет <a href="https://www.fontanka.ru/2026/01/14/76215445/">Фонтанка</a>. 

«ОСК завершила первый этап проекта по созданию линейки отечественных судовых малооборотных двигателей (МОД) для крупнотоннажного флота, сформировав специализированное конструкторское бюро и завершив предпроектную проработку», — сообщила пресс-служба ОСК.

В результате определены перечень и состав документации, необходимый для дальнейшей разработки, а также перечни материалов, необходимых для изготовления деталей МОД. «В рамках реализации первого этапа проекта был привлечен индустриальный партнер — Кингисеппский машиностроительный завод, совместно с которым в полном объеме был реализован блок работ по предпроектной подготовке», — через пресс-службу сообщил заместитель генерального директора ОСК по развитию и операционной эффективности Сергей Бондаренко.

«Успешное прохождение первого этапа проекта по созданию отечественного малооборотного двигателя позволяет ОСК завершить сотрудничество с КМЗ в этом направлении. В этой связи корпорация выходит из капитала КМЗ и возвращает его прежним собственникам. Сотрудничество ОСК с КМЗ осуществлялось в рамках заранее согласованного этапа работ по проекту МОД без вмешательства в операционные процессы», — заключил Сергей Бондаренко.

Следующие этапы проекта разработки МОД будут проводиться с привлечением нового технологического партнера — инжинирингового центра «Кронштадт».

Информацию о том, что КМЗ вышел из ОСК, основатель и бенефициар завода Михаил Даниленко подтвердил РИА Новости. «КМЗ официально вышел из состава Объединенной судостроительной корпорации и дальше самостоятельно продолжает развивать свои направления в промышленности», — сказал Даниленко.

«Мы продолжим сотрудничество с ОСК в части изготовления отдельных узлов и, возможно, постройки испытательного стенда. В будущем КМЗ может быть более эффективен и полезен для ОСК в части изготовления двигателей как отдельный партнёр», — сказал Михаил Даниленко.

По его словам, реализация таких больших проектов внутри государственной корпорации на стадии опытно-конструкторской работы и освоения продукции — путь более сложный и не всегда эффективный.

«Решение о выходе было обоюдным, нам было довольно сложно работать по регламентам корпорации: сложная иерархия и так далее. Нам будет гораздо комфортнее работать в своем режиме, использовать формулу быстрых решений и так далее», — передал Михаил Даниленко через пресс-службу.

По его словам, доли компании вернулись прежнему владельцу, а сама компания сохранит первоначальный курс на развитие в области машиностроения, реинжиниринга, испытаний и сервиса дизельных, судовых и промышленных двигателей.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, в начале 2026 года действительно произошли изменения в составе участников единственного владельца КМЗ — ООО «Назия». Доля этой компании, 99,9%, была возвращена от ОСК предыдущему владельцу — Татьяне Даниленко (родственнице основателя КМЗ Михаила Даниленко. — Прим. ред.), говорит старший юрист Maxima Legal Анастасия Самусенко. При этом доля Татьяны Даниленко в ООО «Назия» находится в залоге у ОСК.

Михаил Даниленко рассказал, что это были достаточно эффективные полгода сотрудничества. «Проделанная работа показала отличный опыт синергии государственной корпорации и частной компании для достижения быстрых целей, на которые в обычном режиме у госкомпании ушло бы несколько лет», — прокомментировал он. «Мы значительно сократили путь к созданию МОД — как минимум на два года. На будущее мы понимаем, что такие проекты можно реализовывать без вхождения в наш капитал», — сказал Михаил Даниленко.

В свою очередь, эксперты считают, что сама по себе прошлогодняя покупка КМЗ выглядела логично. «ОСК, обременённая долгами, широко использует возможности использования внебюджетных источников финансирования. Поэтому для дорогого проекта по созданию малооборотного двигателя (МОД) стоимостью 190 млрд рублей ОСК использовала вхождение в капитал КМЗ», — комментирует аналитик телеграм-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский.

«Поскольку менеджмент КМЗ после покупки не менялся, вмешательств в портфель заказов тоже не было. Фактически ОСК платила за использование документации и обучение проектировщиков. Поэтому цена предприятия в сделке могла быть невысокой — около стоимости чистых активов или 10% от выручки — порядка 680–700 млн рублей», — считает Дмитрий Кумановский.

Вместе с тем ситуация по выходу КМЗ из ОСК, по мнению всех наблюдателей, выглядит очень странно. Если рассуждать с точки здравого смысла, то КМЗ было и будет проще работать не в составе корпорации, полагают аналитики.

Так, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко отмечает, что выход из ОСК для КМЗ — это благо. При работе в самостоятельном режиме у КМЗ появится больше операционной гибкости, возможность привлекать больше сторонних экспертов и более эффективно организовать процесс работы по разработке двигателей и других агрегатов.

«Если сейчас ОСК готова профинансировать разработку, не ограничивая операционные возможности КМЗ, то это хорошо. Сейчас завод может быть подрядчиком ОСК по целому спектру работ», — полагает Елена Ткаченко.

Однако в ОСК так и не смогли пояснить, для чего корпорации нужно было покупать актив на такое короткое время.

Напомним, что у КМЗ с лета прошлого года начались серьезные финансовые проблемы. Сотрудники завода рассказали «Фонтанке», что с лета им не выплачивали зарплату. В конце ноября представители предприятия сообщили, что ОСК выделила для КМЗ 500 млн рублей, чтобы рассчитаться с сотрудниками за август–сентябрь. Оклад и премию за август выплатили. Тогда руководство завода заявило, что ситуация на предприятии стабилизировалась, а основные обязательства перед сотрудниками, в том числе уволившимися, выполнены. Однако, по последним данным, все долги перед работниками пока не погашены.

Эксперты не удивлены тому, что у КМЗ финансовые проблемы. «Это системные сложности, которые есть у всех компаний, работающих в рамках гособоронзаказа. И чем больше объем ГОЗ, тем больше проблемы», — говорит Елена Ткаченко. По ее словам, рентабельность предприятий, работающих на оборонку в сегменте судостроения, составляет в лучшем случае 3–5%.

«Возможно, представители ОСК поняли, что проблемы гораздо глубже, чем предполагалось изначально, и поэтому решили вернуть актив прежним владельцам», — полагает Елена Ткаченко.

«Уверен, что так и было», — говорит другой собеседник «Фонтанки». «Просто ОСК, скорее всего, перед совершением сделки не смогла найти квалифицированных аудиторов, которые бы вовремя поняли, что проблемы у предприятия будут системными и длительными», — уверен он.

С таким выводом не согласна Анастасия Самусенко. «Предположение о том, что реализованная схема с возвратом долей связана с тем, что ОСК выявила какие-то проблемы у КМЗ, которые не могли бы быть видны до совершения первой сделки, кажется маловероятным. Ведь настолько крупные сделки обычно не совершаются без детального предварительного due diligence», — полагает она.

КМЗ работает в судостроительной и оборонной отраслях, специализируется на производстве, ремонте и поставках судового оборудования. На его базе летом прошлого года запустили единый центр по выпуску гражданских морских дронов для Росгвардии и МЧС.

Основатель и бенефициар ГК КМЗ — Михаил Даниленко. В ГК КМЗ помимо одноименного головного предприятия входят ООО «Дизельдипсервис», ООО «ДЗС-снабжение», ООО «КМЗ Инжиниринг», ООО «Северное море», ООО «Юнион» и ООО «Норма-Энергоатом». По данным отчетности по МСФО, выручка ООО КМЗ за 2023 год составила 6,7 млрд рублей, чистая прибыль — 285 млн рублей. Согласно бухгалтерской отчетности ООО КМЗ за 9 месяцев 2024 года, выручка предприятия составила 5,2 млрд рублей, чистая прибыль — 197 млн рублей.

История с ОСК — не первая смена собственников у КМЗ. Так, с 2020-го по 2023 год совладельцем КМЗ и «Дизельдипсервис» было ООО «Энексел Групп» Александра Борисова, сына экс-главы Роскосмоса Юрия Борисова.