У проблемной "суперверфи" "Звезда", которую строит на Дальнем Востоке консорциум инвесторов во главе с "Роснефтью", может появиться новый технологический партнер — нидерландская судостроительная корпорация Damen.
"Звезде" давно ищут помощника из числа иностранных судостроителей. Сначала речь шла о крупной и известной южнокорейской DSME, но она еще 2012 году отказалась от проекта. У Damen более 30 верфей по всему миру, но в основном они выпускают буксиры и снабженцы. Впрочем, власти уже признали планы по строительству на "Звезде" больших танкеров нереалистичными.
"Роснефть" и нидерландская Damen Shipyards Group будут сотрудничать "в развитии судостроения на Дальнем Востоке", сообщил 2 июля глава Минвостокразвития Александр Галушка по итогам совещания о создании судостроительного кластера в регионе, в котором приняли участие глава нефтекомпании Игорь Сечин и представители Damen.
По словам господина Галушки, стороны уже подписали меморандум, "план сотрудничества" будет утвержден в сентябре. Чиновник уверяет, что Damen ознакомилась с мощностями новой верфи "Звезда", которую строит консорциум во главе с "Роснефтью", и реакция голландцев была "позитивной".
В "Роснефти" и Damen на запросы "Ъ" не ответили, связаться с Минвостокразвития не удалось, в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК; входит в консорциум) от комментариев отказались. Источник "Ъ" в отрасли утверждает, что пока никаких деталей партнерства нет, "все на начальной стадии".
Damen Shipyards Group объединяет 32 верфи по всему миру, 15 из которых находятся в Нидерландах, а остальные — в Китае, Польше, Турции и других странах. В корпорации работают 9 тыс. человек. По данным компании, ее оборот в 2014 году составил €2 млрд, Damen сдала заказчикам 160 судов. В основном Damen специализируется на строительстве буксиров, судов снабжения, понтонов, барж, паромов, а также небольших военных кораблей. В России компания сотрудничает с подконтрольным Росморпорту Онежским судостроительным заводом.
Государство давно хочет найти для строящейся с 2009 года "Звезды" технологических партнеров среди крупных иностранных судостроителей. Исходно в качестве ключевого партнера ОСК, которая начинала проект, рассматривалась южнокорейская DSME. С ней даже было создано СП "Звезда-DSME", но в 2012 году корейцы остановили работу.
В 2013 году было решено, что контроль над "Звездой" и рядом других верфей ОСК на Дальнем Востоке перейдет консорциуму "Роснефти" и Газпромбанка, за ОСК останется блокпакет. Тогда в качестве технологических партнеров уже назывались GE, Parker Drilling, Kvaerner, Technip, STX и вновь DSME.
"Звезда" задумывалась как верфь, производящая для "Роснефти" и "Газпрома" технику для освоения шельфа (газовозы, танкеры, буровые платформы) и источники "Ъ" неоднократно отмечали, что "компетенции в ее строительстве нужно получить именно через кооперацию с иностранными компаниями".
Но Damen мало чем может помочь: она в основном выпускает вспомогательные суда. ОСК еще в 2011 году рассматривала возможность сотрудничества с компанией, но тогда в корпорации признавали, что кооперация может быть именно в производстве "буксиров, судов снабжения, портового флота".
"Поэтому вряд ли можно говорить о том, что Damen будет единственным и ключевым партнером "Звезды", это, скорее, кооперация по конкретной линейке продукции",— полагает один из собеседников "Ъ", близких к судостроению.
Впрочем, в ноябре 2014 года глава Минпромторга Денис Мантуров говорил "Ъ", что "строительство газовозов или тяжелых нефтяных танкеров — не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители", по мнению министерства, для шельфа "Звезда" будет строить буровые и разведывательные платформы, а также суда обеспечения.
К тому же, добавляет источник "Ъ", в условиях западных санкций (введены против "Роснефти" и ОСК), "технологический партнер в ЕС, готовый к реальной работе,— уже ценное приобретение", поскольку "через него потенциально можно выйти на другие технологии и компании".