Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 735,11  (-18,61%)
117 295,34  (-3 839,22%)
4 061,54  (-277,54%)
65,22  (-1,03%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Передача ОАК «Ростеху» откладывается из-за «Вертолетов России»

Передача ОАК «Ростеху» откладывается из-за «Вертолетов России»

05.07.2018, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», чиновники правительства и администрации президента пока не могут согласовать схему передачи ОАК от Росимущества в «Ростех». 1 февраля 2018 года, эту идею, предложенную Минпромторгом, одобрил президент.

Вхождение ОАК в «Ростех» министерство прорабатывало с осени 2017 года, даже был разработан проект указа Владимира Путина о внесении акций ОАК в госкорпорацию в качестве имущественного взноса РФ.

Тогда идея возникла на фоне споров о выделении авиастроителям 30 млрд. руб. в 2019–2020 годах на проект среднемагистрального лайнера МС-21. При вхождении ОАК в госкорпорацию последняя была готова закрыть вопрос за свой счет, сняв нагрузку с бюджета.

«Ростех» тогда стал бы не только комплектатором авиаузлов и агрегатов (его предприятия поставляют около 70% комплектующих для самолетов), но и производителем авиатехники.

Но при обсуждении проекта указа возникли разногласия, рассказали источники, близкие к аппарату правительства и администрации президента.

По словам одного из них, препятствием стал первый пункт документа, где речь шла об объединении ОАК с «Вертолетами России» в единую компанию, «имея в виду их последующую производственную и организационную интеграцию в рамках корпоративных процедур "Ростеха"».

Такая формулировка была использована в одном из докладов Владимиру Путину главы Минпромторга Дениса Мантурова, утверждает собеседник.

По его словам, президент поставил на документе визу: «Согласен», уточнив, что проводить преобразования целесообразно именно при фактическом объединении ОАК и «Вертолетов России».

Но изначально такой формы взаимодействия компаний не предполагалось, утверждает топ-менеджер одного из предприятий авиапрома: разговоры шли об объединении производственных компетенций под началом единой управляющей компании, но не о слиянии их в одно юрлицо.

Но доклад господина Мантурова был написан весьма «сложно и витиевато», утверждает источник в аппарате правительства: «Из-за этого и могла появиться резолюция про слияние двух активов».

Первая редакция документа была переправлена помощнику президента по экономическим вопросам Андрею Белоусову и помощнику—начальнику главного правового управления президента Ларисе Брычевой, в Минэкономики и МИД.

Для заинтересованных сторон такая резолюция президента стала полной неожиданностью, но в администрации президента предпочли ориентироваться на поручение Владимира Путина, а не на объяснения со стороны.

Ситуация стала крайне неприятной, говорит источник в правительстве: инвесторы из ОАЭ (фонд Mubadala, 12,5% акций «Вертолетов России») узнали о происходящем и «начали волноваться», поскольку «их мнения никто не спросил».

Кроме того, при объединении компаний появлялся риск возникновения права частных акционеров ОАК (91,68% акций у Росимущества, 5,11% у ВЭБа, 3,68% — у частных лиц) и «Вертолетов России» требовать выкупа принадлежащих им акций в соответствии со ст. 75 закона об АО (предположительно, это в совокупности около 30 млрд. руб.).

Последний аргумент, отметим, в докладах Владимиру Путину использовал Дмитрий Рогозин (вице-премьер по ОПК до мая 2018 года).

Чиновник также считал, что такая реформа приведет к сложностям в работе предприятий ОАК, на которые не наложены санкции США,— в их числе корпорации «Иркут» (производитель МС-21) и авиакомплекс им. Ильюшина (отвечает за развитие транспортной авиации).

Сам «Ростех» уже под западными санкциями, при слиянии они распространятся и на ОАК. К тому же, по расчетам господина Рогозина, десятки миллиардов рублей были нужны ОАК не только на МС-21, но и на продолжение работ по линейке SSJ и российско-китайскому широкофюзеляжному самолету CRC-929.

Так или иначе, но исправлять ситуацию надо было немедленно, утверждает источник в оборонной промышленности, поэтому было решено задействовать ресурс премьера Дмитрия Медведева.

Предположительно, по предложению Минпромторга премьеру был направлен доклад, в котором предлагалось исключить пункт о создании единой авиапромышленной компании. При его согласии итоговая версия проекта указа была бы доработана и направлена Владимиру Путину вновь.

Но ознакомившись с документом, господин Медведев поставил резолюцию, согласно которой «объединение (ОАК и "Вертолетов России") возможно только в случае очевидного экономического эффекта». «Нужно еще раз все просчитать. Проработайте и доложите варианты развития компании дополнительно»,— написал он на докладе.

Разбор полетов по этой теме еще будет продолжаться, говорит высокопоставленный источник в правительстве, но начатую работу надо довести до конца, это в интересах прежде всего самого Минпромторга.