Создание лидера рынка оперирования железнодорожными вагонами на базе сменившей владельца Первой грузовой компании постепенно обретает очертания. Как сообщили источники “Коммерсанта” на рынке, на прошлой неделе ПГК посетил Иннокентий Алафинов, который в сентябре 2024 года стал гендиректором «Трансфин-М». Прежде он работал в Минфине, ГТЛК, Росавтодоре, а в 2018–2020 годах был первым заместителем главы Минтранса.
Один из источников издания говорит, что целью его визита было ознакомление с деятельностью ПГК, другой — что инспекция договорной базы. Четыре источника слышали, что господин Алафинов будет курировать консолидацию ПГК с «Трансфин-М».
По словам одного из собеседников газеты, также готовится или состоялось назначение господина Иннокентия Алафинова гендиректором ПГК. Но источник в ПГК смену гендиректора не подтверждает.
В «Трансфин-М» от комментариев отказались. Источник, близкий к компании, настаивает, что информация и о назначении или новой функции господина Алафинова, и о консолидации ПГК с «Трансфин-М» категорически неверна.
Парк ПГК в управлении — 100 тыс. вагонов. Компания, более десяти лет принадлежавшая структурам Владимира Лисина, сменила собственника в ноябре 2023 года. Владельцем стало АО «Аврора Инвест», собственники которого не раскрывались. Источники называли бенефициарами компании Тимура и Руслана Бабаевых, последний вскоре возглавил компанию. Сумма около 220 млрд руб., потраченная на покупку ПГК, была обеспечена финансовой гарантией, выпущенной компанией в адрес кредитора «Авроры Инвест», в качестве обеспечения в ВТБ был заложен парк. Но итоги сделки не устроили некоторые вовлеченные стороны, в том числе и кредитора, и, как сообщал в августе “Ъ”, ВТБ забрал ПГК за долги. Глава ВТБ Андрей Костин уточнял, что покупал ПГК, исходя из оценки 200 млрд руб. с учетом долга. В декабре ВТБ сообщил, что вышел из капитала «Авроры Инвест», не раскрыв покупателя.
Источники говорили, что ПГК отойдет структурам, контролирующим в числе прочих активов лизинговую компанию «Трансфин-М» и железнодорожного оператора «Атлант», с которыми планируется объединение.
В результате объединения ПГК с «Трансфин-М» и «Атлантом» возникнет гигант примерно с 160 тыс. вагонов, безусловный лидер рынка. «Атлант» постепенно наращивает активы. В частности, в конце 2024 года компания приобрела 51% оператора перевозки лесных грузов «Транслес». По информации издания, «Атлант» ведет переговоры с еще одним собственником нескольких десятков тысяч полувагонов, закрыть сделку предполагается к лету. Компания с 200 тыс. вагонов сможет оказывать существенное влияние на рынок, уверены собеседники”, отмечая, впрочем, что все сильно зависит от момента.