По данным газеты «Коммерсант», Первая тяжеловесная компания (ПТК, входит в группу "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова) закрепилась на рынке инновационных вагонов: она покупает у Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса 100% ее оператора "Восток1520".
Продавцом выступает кипрская Restadiana Ventures Ltd., в целях сделки "Восток1520" оценен в 1,285 млрд руб. Как пояснили в ОВК, продажа "Восток1520" — первый этап сделки, следующим этапом станет приобретение холдингом 19,9% ПТК в счет продажи оператора. ПТК 11 октября получила разрешение ФАС на сделку.
Сергей Генералов, покинувший транспортный бизнес в 2012 году, в августе сигнализировал о возвращении: "Проминвесторы" объявили, что рассматривают возможности инвестирования на рынке грузоперевозок инновационными вагонами (прежде всего в сегменте полувагонов) и ведут переговоры с рядом собственников и операторов.
А в сентябре ФАС согласовала ПТК покупку "Нитрохимпрома". На этого оператора проходится более 90% внешних продаж ОВК, в эксплуатации у "Нитрохимпрома" 17 тыс. инновагонов. В "Проминвесторах" пояснили, что после приобретения "Нитрохимпрома" и "Восток1520" общий парк ПТК превысит 23 тыс. единиц.
Все вагоны "Восток1520" в операционном лизинге, основные лизингодатели — "Нитрохимпром" (покупал вагоны ОВК на кредитные средства) и Rail1520 (входит в ОВК), говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
По его мнению, покупка "Восток1520" для Сергея Генералова логична, это снимает риск появления другого собственника инновагонов ОВК, который мог бы заместить парк "Нитрохимпрома" для "Восток1520", а без оператора трудно пристроить на рынке 17 тыс. вагонов.
ПТК станет и крупнейшим собственником, и крупнейшим оператором вагонов ОВК. Для ОВК сделка выгодна, считает эксперт, за 1,28 млрд руб. она купила 20% ПТК, стоимость которой гораздо выше.
В "Промышленных инвесторах" говорят, что планируют "работать над повышением эффективности операторского бизнеса, расширением маршрутной и клиентской базы, развитием парка подвижного состава".
Закупка инновационного парка достаточно дорогое предприятие (цена полувагона ОВК — 2,6 млн руб., Уралвагонзавода — 2,2 млн руб.), и покупатель сильно зависит от господдержки. В 2016 году она составляла 300 тыс. руб. на вагон, но будет ли поддержка продлена на 2017 год, неясно.