По данным газет «Коммерсант» и «Ведомости», акционеры «Нордавиа» и Red Wings начали подготовку к процессу консолидации компаний под общим управлением, сообщила «Нордавиа».
На базе авиакомпаний планируется создать холдинг с единой управляющей компанией, за счет этого акционеры планируют укрупнить бизнес, чтобы повысить финансовую устойчивость компаний, обновить парк самолетов, создать единую маршрутную сеть.
В результате на российском рынке появится «новый мощный игрок» с пассажиропотоком в 2018 году более 3,5 млн. человек. В 2016 г. авиакомпании перевезли в сумме 1,88 человек. По суммарному пассажиропотоку компании заняли бы 11-е место в России.
Действующие акционеры авиакомпаний — Сергей Кузнецов («Нордавиа») и лизинговая «Ильюшин Финанс Ко» (Red Wings) — станут совладельцами холдинга. Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев пояснил, что распределение долей акционеров «станет понятным после оценки стоимости авиакомпаний, которая уже проводится».
Мажоритарным акционером «Нордавиа» является бизнесмен Сергей Кузнецов (через ООО «Скай инвест»), часть акций — у менеджеров перевозчика. Сергей Кузнецов выкупил «Нордавиа» в 2016 году у «Норникеля».
Red Wings на 100% принадлежит лизинговой «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которая выкупила у «Скай инвест» господина Кузнецова 100% акций перевозчика с параллельной конвертацией части долга в капитал.
Гендиректор Red Wings Евгений Ключарев объяснял, что в едином холдинге каждая авиакомпания сохранит функции, требуемые федеральными авиационными правилами: обеспечение безопасности полетов, поддержание летной годности.
А коммерческие – обеспечение сервиса, юридическая поддержка, связи с органами власти и общественностью – перейдут в холдинговую компанию и не будут дублироваться, это позволит сократить издержки.
Так работает второй игрок в России – S7 Group: головная компания владеет авиакомпаниями «Сибирь» и «Глобус» и определяет их коммерческую политику.
На первом этапе консолидации планируется сохранить оба сертификата эксплуатанта и бренды, затем ведущим брендом может стать Red Wings, не исключил господин Ключарев. Также у холдинга может появиться новое название.
В парке холдинга будет эксплуатироваться и новый российский самолет МС-21: у Red Wings твердый лизинговый контракт на 16 МС-21-300, которые должны поступить в 2019–2024 годах.
Сейчас парк «Нордавиа» состоит из девяти Boeing 737-500, а флот Red Wings насчитывает по шесть Ту-204 и Airbus 320/321. За январь—август Red Wings перевезла более 1 млн. человек (+52%, 13-е место в России), а «Нордавиа» — около 800 тыс. пассажиров (+28%, 17-е место в РФ).
Чистая прибыль «Нордавиа» по РСБУ в 2016 году — 1,7 млрд. руб., выручка — 6,4 млрд. руб., убыток Red Wings — 193 млн. руб., выручка — 6,1 млрд. руб.
О планах перевода обеих авиакомпаний под единое управление впервые стало известно в марте 2016 года после того, как господин Сергей Кузнецов, владевший долей в Red Wings, выкупил у «Норникеля» 100% ЗАО «Нордавиа — региональные авиалинии».
Тогда он еще оставался акционером Red Wings и только купил у «Норникеля» «Нордавиа». Господин Кузнецов рассказывал, что для «стабильной прибыли авиакомпания должна быть в три раза крупнее, чем сейчас Red Wings и "Нордавиа" вместе взятые».
Но позже в 2016 г. он передал 100% Red Wings «Ильюшин финанс» в счет погашения части долга авиакомпании за лизинг самолетов, и переговоры об объединении замедлились.
«Нордавиа» и Red Wings уже более года работают в авиационном альянсе, используя маршрутную сеть друг друга, а также самолетный парк и агентскую сеть по продаже билетов.
Изначально на базе «Нордавиа» планировалось развивать низкобюджетные перевозки. Но затем акционеры отказались от этой бизнес-модели, а также сменили гендиректора: реализацией новой стратегии занялся бывший заместитель технического директора по производству Red Wings Анатолий Семенюк. Планировалось, что низкобюджетный перевозчик будет трансформирован в формат сетевого перевозчика в составе альянса с Red Wings.
«Еще год назад руководство рассматривало возможность работы «Нордавиа» в сегменте лоукоста, но от идеи пришлось отказаться. Наиболее рациональным подходом выглядит укрупнение на рынке и снижение издержек за счет эффекта масштаба»,— сказал господин Ключарев.
Он уточнил: компании «формально объединены на уровне основных управленческих процессов», нет четких разграничений по маршрутной сети и типам самолетов — они дополняют друг друга в зависимости от направления.
Источник, знакомый с ситуацией, отметил, что тема с объединением активизировалась на фоне ужесточения проверок авиакомпаний после коллапса «ВИМ-Авиа».