По данным газеты «Коммерсант», о том, что в числе собственников ООО «ЕСП-Сервис» появились структуры, которые могут быть близки к совладельцу УГМК Искандеру Махмудову (занимает 18-е место в рейтинге Forbes с состоянием $6,6 млрд.) и его партнерам, стало известно из данных ЕГРЮЛ.
«ЕСП-Сервис» входит в RBE Group Андрея Шокина и выступает единственным оператором бортового сервиса на поездах «Сапсан». По 50% компании принадлежат совладельцу RBE Group Николаю Рузанову и ООО «Салексим».
В июне 60% в «Салексим» получило ООО «Модуль», чьим владельцем и гендиректором указан Павел Савченко. Остальной долей владеет Андрей Шокин. Господин Савченко также возглавляет ООО «Соймонов», которое принадлежит Александру Боярову. Он, в свою очередь, выступает гендиректором ООО «Рикко Инвест», где 30% у члена совета директоров УГМК Александра Тукацинского.
В 2017 году «Рикко Инвест» и ООО «Сантар» господина Махмудова и Андрея Бокарева (62-е место в списке Forbes с состоянием $1,5 млрд.) создали ООО «Экотехстрой Владимир» для строительства станции по переработке мусора в Подмосковье. Но в 2018 году компании отказались от проекта и вышли из числа учредителей.
«ЕСП-Сервис», по собственным данным, обеспечивает поезда «Сапсан» продуктами, занимается обслуживанием пассажиров, а также продажей еды в вагонах-бистро.
Всего для ОАО РЖД поставляется более 20 тыс. рационов в сутки, которые обеспечивают питанием 36 тыс. пассажиров, сказано на сайте RBE Group.
В 2017 году выручка «ЕСП-Сервис» выросла на 17,79%, до 1,73 млрд. руб. Чистая прибыль увеличилась на 21,01%, до 100,99 млн. руб., год к году (данные «СПАРК-Интерфакс»).
ЕСП создана в 2007 году структурами ОАО РЖД и ресторанным холдингом «Арпиком» (рестораны Goodman, «Колбасофф» и др.), которым владели ресторатор Михаил Зельман и Искандер Махмудов.
В 2010 году ЕСП вошла в группу Food Service Capital, созданную на базе ресторанных активов партнеров, а в конце 2013 года Михаил Зельман вышел из бизнеса. Тогда единственным владельцем группы стал господин Махмудов.
Годом позже ЕСП вошла в состав RBE Group, а в 2017 году стало известно, что Искандер Махмудов отказался от развития ресторанных проектов.
Если допустить, что продажа «ЕСП-Сервис» была номинальной сделкой, то можно предположить, что ее совершение было обусловлено защитой юридического интереса самого Искандера Махмудова, отмечает руководитель направления по коммерческим спорам юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин.
Он не исключает, что в данном случае бизнесмен решил ограничить свою ответственность в бизнесе путем создания сложной структуры де-факто подконтрольных ему лиц.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет ЕСП «жемчужиной» в портфеле активов RBE Group, который формирует до 90% стоимости всей группы (также включает сеть кафе Mgrillcafe, издателя бортовых журналов для поездов «Сапсан» и самолетов Utair и пр.).
РЖД уже заключила контракт на 13 новых поездов «Сапсан» в дополнение к 16 имеющимся, что может привести к увеличению объема перевозок более чем на 40% в среднесрочной перспективе и росту спроса на бортовое питание, указывает эксперт. С учетом этого фактора и потенциала роста выручки ЕСП господин Бурмистров оценивает стоимость компании минимум в 1,5 млрд. руб.
В 2018 году объем перевозки поездами «Сапсан» вырос на 7%, до 5,5 млн. человек, сообщало ОАО РЖД. Единственный риск для ЕСП, отмечает господин Бурмистров, связан с возможной потерей контракта с железными дорогами.