По данным газеты «Ведомости», приватизация Уралвагонзавода (УВЗ), о которой снова заговорили в правительстве, может потребовать создания пула инвесторов, каждый из которых вложится в определенное направление работы УВЗ, или его разделения.
Эксперты видят такие варианты среди немногих реалистичных, но признают, что модели продажи до сих пор нет и найти инвесторов в условиях санкций будет непросто.
«Ростех» может продать до 49% УВЗ, сообщил 3 октября 2018 года глава Минпромторга Денис Мантуров. «25% плюс 1 акцию никто не купит, мы уже эту практику прошли, никому это не интересно. Либо 49%, либо 51%. Думаю, на первом этапе будет идти речь о 49%».
Он уточнил, что интенсивной работы нет, на правление и набсовет вопрос не выносился, но предварительные обсуждения внутри госкорпорации идут. «В лучшем случае это середина 2019 года, когда мы сможем более или менее серьезно говорить о проработке по инвесторам»,— пояснил Денис Мантуров.
Корпорация «Уралвагонзавод» — крупнейшее российское предприятие танкового машиностроения, а также разработчик и изготовитель грузовых тележек и вагонов.
Консолидированная выручка УВЗ (без учета реализованных активов) по МСФО в первом полугодии выросла на 12,5%, до 67,6 млрд. руб. Объем реализации гражданской продукции увеличился на 19%, а ее доля в общем объеме производства возросла с 34% до 38%.
Всего в первом полугодии было реализовано 7,9 тыс. грузовых вагонов. Но основную долю в прибыли, более 58%, составила продажа военной продукции, большая часть которой — экспорт. В 2017 году УВЗ сократил убыток более чем втрое, до 1,3 млрд. руб.
Продать 25% минус 1 акцию УВЗ планировалось еще в 2016 году, но вместо этого в декабре 2016 года корпорация была передана «Ростеху». Среди причин называлось тяжелое финансовое положение УВЗ, в частности гражданского дивизиона, столкнувшегося с отсутствием заказов.
Тогда же речь шла о возможном создании на базе УВЗ и других активов бронетанкового холдинга. При этом Денис Мантуров утверждал, что выводить гражданскую составляющую (в основном это производство вагонов) из УВЗ не планируется.
В «Ростехе» подчеркнули, что, как и «дал понять министр», реальное обсуждение вопроса может начаться не раньше середины 2019 года: «Это самый оптимистичный срок. На данный момент вопрос не поступал на рассмотрение органов управления корпорации».
Но механизм государственно-частного партнерства может быть задействован в целях развития УВЗ, признали в «Ростехе», отметив, что такой сценарий «соответствует стратегии корпорации и доказал свою эффективность на примере других компаний».
Но, добавили в госкорпорации, сначала необходимо решить другие задачи, связанные с нормализацией работы УВЗ и повышением его эффективности.
В мае 2017 года РБК стало известно, что в качестве основного претендента на актив рассматривается концерн «Калашников» («Ростех» еще в 2013 году привлек в концерн частных инвесторов — структуры Андрея Бокарева и Алексея Криворучко), но стороны это опровергали.
В феврале 2018 года Сергей Чемезов говорил, что долю «Ростеха» в УВЗ можно продать в течение трех лет.
А в августе 2018 года индустриальный директор кластера «Вооружение» «Ростеха» Сергей Абрамов уточнял, что разработан план финансового оздоровления, который находится на утверждении в госкорпорации (УВЗ уже вышел из капитала Тверского вагоностроительного завода, Каменск-Уральского литейного завода и «УВЗ-Логистик»), по итогам года убыток УВЗ будет закрыт.
В Белом доме также осторожно относятся к идее приватизации УВЗ. Источник в аппарате правительства отмечает, что она обсуждается последние десять лет, но модель так и не разработана.
Сначала, пояснил собеседник, мешали «неразрывно связанные технологические цепочки гражданского и военного производства УВЗ», а затем ужесточение требований к новым акционерам.
Первый вопрос реально решить путем создания пула российских инвесторов, где каждый мог бы выбрать приоритетное направление деятельности УВЗ и вложиться в него.
Второй напрямую связан с «национальной и технологической безопасностью страны», поэтому допуск иностранных инвесторов «будет прорабатываться с особой тщательностью на всех уровнях».
Хотя, признает источник, желающих взять хотя бы блокпакет акций корпорации, обложенной санкциями, за рубежом просто нет: «А если бы и нашлись, то, увидев рентабельность по контрактам с Минобороны в 3–5%, сразу бы разбежались».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает успех истории привлечения инвесторов в концерн «Калашников», где «Ростех» сохранил стратегический блокпакет, но полностью переложил ответственность за модернизацию изношенных мощностей и финансовые риски на частных владельцев.
Но с УВЗ ситуация существенно сложнее, подчеркивает эксперт: при продаже военного и гражданского дивизионов единым блоком количество потенциальных интересантов будет резко ограничено из-за санкций и масштабов бизнеса. Логичнее было бы его разделить, считает господин Бурмистров.
В целом же он считает приватизацию УВЗ целесообразной, так как перед заводом стоят масштабные вызовы, связанные с потенциальным падением после 2020 года спроса на железнодорожную технику, а также с его ограниченностью на новые модели танков.
Требуется перестройка бизнеса УВЗ, в первую очередь в направлении развития производства комплектующих и сервиса.