«УВЗ-Логистик» (на 50% принадлежит государственному НПК «Уралвагонзавод»; УВЗ) обсуждает возможность объединения активов с «Рейлтрансхолдингом» (РТХ; контрольным пакетом владеет гендиректор Сергей Шпак, остальное — у его партнеров) , рассчитывая сохранить контроль в будущем предприятии. Если сделка состоится, парк нового игрока составит до 60 тыс. вагонов.
Господин Шпак отметил, что РТХ нужен партнер для дальнейшего устойчивого развития и сокращения издержек, но «УВЗ-Логистик» — не единственная компания, с которой идут переговоры. «При текущей ситуации на рынке и активной борьбе за грузовую базу это вполне нормальное решение объединиться с кем-то из операторов, к тому же мы планировали довести парк до 100 тыс. вагонов»,— пояснил он.
В качестве одного из вариантов рассматривается покупка «УВЗ-Логистик» доли в РТХ. В любом случае, «УВЗ-Логистик» будет ключевым партнером, и, даже если стороны решат объединиться, это произойдет на его базе.
Оценка активов еще не проводилась, но в этом вопросе могут возникнуть трудности: при текущей стагнации рынка (погрузка на железных дорогах по итогам первого квартала осталась на уровне 2013 года — 293,9 млн тонн) и долговой нагрузке капитализация обоих операторов равна нулю. Общая стоимость парка «УВЗ-Логистик» и РТХ не выше 65 млрд руб., что меньше объема их обязательств по финансовому лизингу.
Сейчас в управлении «УВЗ-Логистик» находится 33 тыс. вагонов, а у РТХ — 25 тыс. Но общий парк не превысит 45 тыс. единиц. РТХ весь парк сдает в аренду, а «УВЗ-Логистик» сама управляет только 16 тыс. вагонов, поэтому речь идет об объединении компаний, работающих скорее в операционном лизинге, а не в операторском бизнесе. При этом новая компания окажется лидером в своем сегменте, опередив даже Brunswick Rail (25 тыс. вагонов).
Логика объединения бизнесов «УВЗ-Логистик» и РТХ ясна, но положительного эффекта от такой синергии ожидать не стоит. У РТХ высокая долговая нагрузка (объем неизвестен), и компания надеется на лоббистский ресурс и политические возможности «УВЗ-Логистик». А «УВЗ-Логистик» с помощью РТХ может получить доступ к ресурсам «ВЭБ-Лизинга», который уже давно сотрудничает с РТХ.
За два года компании ООО «УВЗ-Логистик» удалось занять заметное место на рынке железнодорожных перевозок. В значительной мере потому, что компания, основанная всего лишь в 2010 года, уже названа ведущим отраслевым рейтингом «INFOLine Rail Russia Top» в числе двадцати крупнейших операторов грузовых перевозок по выручке, в тридцатке лучших по количеству вагонов в собственности, и в TOP-40 по объемам перевозки грузов в собственных вагонах.
Компания ООО «УВЗ-Логистик» входит в Транспортную группу корпорации «Уралвагонзавод», изначальной целью ее создания было расширение производственных возможностей ОАО «НПК «Уралвагонзавод», лидера транспортного машиностроения России. Однако за два года работы параллельная задача стать одним из серьезных игроков на рынке железнодорожных операторов превратилась в амбициозный план — занять ведущие позиции. У ООО «УВЗ-Логистик» есть для этого все предпосылки — серьезное конкурентное преимущество в виде нового парка подвижного состава (все цистерны и полувагоны не старше 2010 года) и полного комплекса транспортно-экспедиторских услуг.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «РэйлТрансХолдинг» (ООО УК «РэйлТрансХолдинг») образовано в 2011 году и представляет собой группу компаний, в состав которой входят предприятия железнодорожной и автомобильной отраслей, предоставляющие широкий спектр транспортных, логистических и производственных услуг.
Группа компаний «РэйлТрансХолдинг» внедряет новые эффективные и передовые методы организации железнодорожных и автомобильных перевозок грузов, производит подвижной состав, осуществляет его ремонт и сервисное обслуживание, увеличивает парк вагонов и расширяет их модельный ряд.
Основные стратегические направления развития в 2014-2015 годах: увеличение парка подвижного состава до уровня в 35 000 единиц; развитие собственной производственной базы по выпуску полувагонов, крытых вагонов, платформ и цистерн общим объемом до 600 единиц ежемесячно; развитие собственной ремонтно-технической базы общим объемом до 300 единиц в месяц; повышение качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, снижение производственных затрат; увеличение объемов автомобильных перевозок.