Крупнейший железнодорожный оператор в России — Первая грузовая компания переходит под управление ВТБ, рассказали “Коммерсанту” три источника на рынке. По информации издания, в ближайшее время ожидается смена гендиректора компании. В ПГК от комментариев отказались. «Не комментируем»,— сообщили в ВТБ.
В ноябре 2023 года ПГК у структур владельца НЛМК Владимира Лисина выкупило АО «Аврора Инвест». Собственники последнего не раскрываются. Источники на рынке говорят, что речь идет о группе инвесторов, среди которых совладельцы АО «Вектор Рейл», владеющего оператором перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс» — Тимур и Руслан Бабаевы. Господа Бабаевы — сыновья бывшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, возглавляющего совет директоров ПГК. Руслан Бабаев занимает пост гендиректора ПГК. Источники оценивали сумму сделки примерно в 220 млрд руб., некоторые оценки были выше. Согласно бухгалтерской отчетности «Аврора Инвест», в 2023 году компания потратила на покупку акций или долей 243 млрд руб. и получила сопоставимую сумму в виде кредитов и займов.
ПГК была создана в 2007 году, затем выделена из состава ОАО РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус две акции приобрела структура Владимира Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 году, выкупив у ОАО РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг господина Лисина консолидировал 100% оператора. Сейчас в парке компании около 90 тыс. единиц подвижного состава, в основном полувагонов и крытых вагонов, а также фитинговых платформ. В рейтинге железнодорожных операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого квартала 2024 года ПГК занимает первое место по объему грузовых перевозок и по величине грузооборота — 60 млрд тонно-километров и 29,8 млн тонн за первые три месяца года соответственно. В количестве вагонов в собственности и управлении компания уступает только подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Деметра-Холдингу».
У ПГК формально низкая долговая нагрузка с уровнем долг/EBITDA менее 1. Но в 2023 году, отмечает в своем рейтинге «Эксперт РА», ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. В отчетности ПГК говорится, что она предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. На конец 2023 года на залоговых счетах размещено 70,6 млрд руб., сообщается в отчетности. Также, говорится в документе, в феврале 2024 года ПГК заложила в качестве обеспечения 66,8 тыс. вагонов стоимостью 92,1 млрд руб. В отчетности залогодержатель не раскрывается. Но в базе СПАРК есть сведения о залоге активов ПГК в ВТБ.
Два собеседника издания объясняют происходящее несовпадением текущей ситуации в ПГК с обещаниями, данными вовлеченным сторонам и кредиторам, в том числе ВТБ, при организации сделки.
По мнению одного из собеседников, в перспективе ВТБ может продать или передать ПГК в управление. Три собеседника газеты на рынке рассказывают, что получение ПГК банком — первый акт крупного консолидационного процесса на рынке. Двое из них не исключают, что к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и подконтрольный ему железнодорожный оператор «Атлант».
Еще двое собеседников отмечают, что активизировалась дискуссия о передаче в частные руки ФГК, напоминая предложение Федеральной антимонопольной службы ограничить или запретить участие ОАО РЖД в капитале транспортных операторов. О том, что слияние ПГК и ФГК обсуждается, говорят четыре собеседника на рынке, вспоминая план «Ураган» 2015 года по консолидации около 200 тыс. вагонов на одном собственнике . Хотя другой собеседник сомневается, что ФГК заберут у ОАО РЖД. По его словам, в таком случае покупатель ФГК как минимум будет нагружен «железобетонными» обязательствами без промедления предоставлять парк под государственные задачи.