Планы спасения ЗАО ГСС от возможного дефолта летом утвердил президент Владимир Путин. Ситуация в ЗАО ГСС становится все более критической. Чистый убыток компании за 2012 год составил 4,5 млрд руб., а за первое полугодие 2013 года — уже 5,8 млрд руб. Общий долг перед кредиторами достиг $2,2 млрд. В 2012 году компания произвела 12 самолетов вместо 25 заявленных. Обязательства ГСС превышают реальную стоимость активов на 9,8 млрд руб. Для нормализации ситуации нужно нарастить капитал как минимум на ту же сумму и найти дополнительные источники средств.
Согласно решению, одобренному президентом, часть долга ГСС в размере $600 млн перед ВЭБом можно конвертировать в акции ОАО «Компания «Сухой» при безубыточности операции для госкорпорации. Параллельно ГСС может получить субсидию со стороны ВЭБа за счет продажи акций головной структуры Airbus S.A.S.— EADS.
ВЭБ может приобрести акции ОАО «Компания «Сухой» на сумму до $694 млн. В этом случае госкорпорация получит 26% уставного капитала ОАО. При этом ВЭБ может понести убытки в размере расходов на саму сделку — $434 млн (сумма привлекается по ставке 6,5% на срок десять лет). Если ВЭБ дополнительно потратит на акции «Сухого» часть маржи от продажи пакета в EADS (до 8,7 млрд руб.), то его доля в ОАО вырастет до 33%.
Вложение ВЭБа в капитал ОАО «Компания «Сухой», а не ЗАО ГСС может снизить риски госкорпорации, «Сухой» — более ликвидный и менее закредитованный актив. Но сделка все равно может негативно сказаться на ВЭБе. Показатель достаточности капитала госкорпорации (отношение собственных средств к активам с учетом резервов по рискам) снизится до 9,8% или 9,5% (в зависимости от суммы сделки) при нормативе 10% и фактическом уровне 10,9% на 1 июля.
ВЭБ может избежать нарушения норматива, если не будет консолидировать ОАО «Компания «Сухой»« в своей отчетности. Планируется, что ОАК предоставит госкорпорации оферту на выкуп акций через 10 лет по той же стоимости и тогда вложения ВЭБа будут отражаться как «покупка финансовых активов за счет расходов». Но есть и другие варианты. Показатель достаточности капитала ВЭБа может сохраниться на уровне более 10%, если государство сделает имущественный взнос в капитал госкорпорации или сумма сделки будет меньше. Например, в ней могут принять участие «дружественные» банки. В качестве возможных партнеров рассматриваются ВТБ, «Россельхозбанк», «Газпромбанк» и «Новикомбанк».
ОАО «Компания «Сухой» — крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников более 26 тыс. человек. Компания «Сухой» входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК). В состав холдинга «Сухой» входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания.
Продукция холдинга — боевые самолеты марки «Су» являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания — крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. В настоящее время Компанией реализуются перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения.