В 2010 году по договору купли-продажи 100% акций компании Machinery & Industrial Group N.V. , президент КТЗ и на тот момент основной акционер Михаил Болотин и его партнер Альберт Баков передали банку ВЭБ 100% акций концерна под кредит 15 млрд руб.
Тогда ключевыми условиями сделки был возврат собственникам КТЗ 100% акций после выплаты кредита в 2017 году и сохранение старого менеджмента. Но рекомендованные изменения договора предполагают возможность не только смены руководства КТЗ, но и прекращения действия опциона на обратный выкуп акций по требованию ВЭБа в одностороннем порядке. Зато новые опционы на акции Machinery & Industrial Group N.V. могут получить новые управляющие в случае успешного выполнения ими антикризисной программы на предприятиях КТЗ.
ВЭБ весной 2011 года уже объявлял конкурс на выбор компании для антикризисного управления КТЗ. Тогда заявки подали государственная НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) и «Русские машины» Олега Дерипаски, а также структура Михаила Болотина «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы». УВЗ и «Русские машины» даже создали альянс для управления предприятием. Однако победитель конкурса так и не был объявлен — 13 июля 2011 года наблюдательный совет ВЭБа принял решение отложить подведение его итогов до получения финансовых результатов КТЗ за 2011 год и первый квартал 2012 года.
Ситуация обострилась этим летом. В начале июля стало известно, что ВЭБ подал иск на $155 млн к Михаилу Болотину из-за неисполнения договора банковской гарантии от 2010 года. Эта сделка не относилась к ситуации в КТЗ — бизнесмен выступил поручителем по гарантиями ВЭБа для AgromashHolding B.V. (подконтрольна Machinery & Industrial Group) под кредиты для покупки Dunham-Bush. Но иск может быть индикатором общего усложнения отношений менеджмента КТЗ с ВЭБом.
Ситуацию может усугубить еще и общее падение продаж сельхозтехники и дорожно-строительной техники российского производства, связанное со вступлением России в ВТО. Из-за общей сложной ситуации на рынках КТЗ будет сложно улучшить финансовую ситуацию. Претендентам на КТЗ в первую очередь нужны его военный и вагоностроительный дивизионы. УВЗ примет участие в конкурсе, если его объявят. Корпорации интересно вагонное производство КТЗ, сегмент дорожно-строительной техники и дивизион спецтехники. «Русские машины» также сохраняют интерес к железнодорожным и военно-промышленным активам КТЗ.
Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» (Machinery & Industrial Group N.V.) является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом.
В управлении машиностроительно-индустриального холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации (Москве, Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской Республиках), а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена шестью направлениями: военное машиностроение, промышленное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, дорожно-строительное машиностроение, железнодорожное машиностроение, производство запасных частей и ОЕМ-комплектующих.
Диверсифицированный портфель производимой продукции обеспечивает холдингу обширную клиентскую базу и продвигается шестью собственными специализированными торгово-сервисными структурами в 40 странах мира через обширную дилерскую сеть, насчитывающую порядка 300 компаний.
Выручка концерна в 2011 году превысила 41 млрд руб., долг на конец 2011 года — 57 млрд руб. До сделки с ВЭБом Михаилу Болотину принадлежало около 80% акций компании, а его партнеру Альберту Бакову — примерно 20%.