В нем говорится, что «Яндекс.Такси» получит 83,3% компании. Еще 16,7% останутся у трех совладельцев «Партии еды», но «Яндекс.Такси» будет иметь право выкупить их доли в течение нескольких лет.
По словам сооснователя и гендиректора «Партии еды» Михаила Перегудова, эти трое — он, Филипп Башьян и Владимир Черкашин. Эдуард Тиктинский (Группа RBI), Сергей Алешин (ГК «Санекст.про») и Александр Родионов вышли из состава инвесторов.
«Цена справедливая».
«Сделку технически вчера (17.10.2018 г.) завершили, переговоры шли год. Мы приняли такое решение, потому что считаем рынок доставки продуктов очень перспективным, он только зарождается, чтобы расти на нем дальше, нам нужен был сильный партнер, стратегический инвестор.
«Яндекс», я считаю, — это лучшее, что могло с нами случиться. Это крупная IT-компания, с крутой командой, и, что приятно, с одинаковыми культурными ценностями», — добавил он. «Цена справедливая», — лаконичен Михаил Перегудов.
Эдуард Тиктинский сообщил, что доволен сделкой — и ее «финансовый результат» многократно превысил размер его инвестиций в проект:
«Это несопоставимо с банковскими депозитами. Не говоря уже о том, какое удовлетворение в течение трех лет мне приносила совместная работа с молодыми коллегами, Михаилом Перегудовым и его командой».
«Для меня в этой истории самое важное — опыт, который я передавал и получал. Счастлив, что нам вместе удалось «раскрутить» проект до сегодняшних масштабов.
Я с удовольствием и дальше оставался бы акционером «Партии еды», но с точки зрения бизнеса это правильное решение всей команды. Оно связано с финансовой мотивацией, с возможностью резко ускорить рост и развитие бизнеса в партнерстве с «Яндексом», — добавил он.
Сумму сделки стороны не раскрывают. В прошлом году выручка «Партии еды» выросла на 88%, до 141,6 млн. руб., убыток оставался на уровне 2016 года и составил 32,5 млн. руб.
Ранее Эдуард Тиктинский и Михаил Перегудов говорили, что по итогам 2017 года бизнес компании вырос в 2,5 раза. Уже в прошлом году компания перешагнула рубеж в сто тысяч ужинов в месяц. Ежемесячная выручка составляла более 40 млн.
Отвечая на вопрос о возможном выходе из проекта, в начале 2018 года Эдуард Тиктинский сказал, что пока планирует продолжать сотрудничество с «Партией еды», добавив: «Хотя крупные игроки могут начать делать предложения, от которых сложно отказаться...».
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин называет сделку удачной для «Яндекса», учитывая возможную синергию с сервисом «Яндекс.Еда». «Вспоминая недавние сделки, оцениваю 100% актива в 1,5 млрд. руб.», — отметил он.
Расширение фудтех-бизнеса.
Благодаря сделке, «Яндекс» расширит свой фудтех-бизнес, в который входят сервис доставки готовых блюд «Яндекс.Еда» и сервис экономии на покупках «Едадил».
«Команда «Партии еды» добилась отличных результатов благодаря вниманию к мелочам и заботе о качестве на всех этапах, от выбора поставщиков до доставки.
Опыт и возможности Яндекса в масштабировании бизнеса выведут сервис на новый уровень и сделают его доступным миллионам людей», — приводятся в сообщении слова операционного директора «Яндекс.Такси» Даниила Шулейко.
После закрытия сделки ООО «Партия еды» останется самостоятельной компанией под руководством сооснователя и генерального директора Михаила Перегудова. Функции сервиса будут интегрированы в продукты «Яндекса».
«Партия еды» — один из крупнейших сервисов по доставке продуктов в Москве и Санкт-Петербурге, говорится в сообщении «Яндекс.Такси». У компании есть возможность оформлять подписку на доставку и подписка оформлена у большинства клиентов, сообщает «Яндекс».
«Партию еды» четыре года назад создал Михаил Перегудов. Он вложил около 10 млн. руб. в «продуктовый конструктор». Идея сервиса в том, что компания поставляет клиенту коробку с набором продуктов и рецептами блюд на наделю. Первый заказ «Партия еды» доставила 17 августа 2014 г., говорится на сайте компании.
В сентябре 2018 года «Партия еды» доставила более 200 тыс. комплектов для приготовления ужинов. Две трети клиентов компании пользуются сервисом по подписке, получая продукты еженедельно.
По данным СПАРК на июнь 2018 года, владельцами ООО «Партия еды» были глава Группы RBI Эдуард Тиктинский (33,25%), Филипп Башьян (17,1%), Михаил Перегудов (17,1%), Владимир Черкашин (16,9%), Сергей Алешин (11,9%) и Александр Родионов (3,8%).
Популярный объект для инвестиций.
Стартап пользуется стабильным успехом у инвесторов. Так, еще на старте проекта в 2015 году 40% компании за несколько десятков миллионов рублей приобрел Эдуард Тиктинский, основатель и совладелец девелоперской Группы RBI. Тогда же Михаил Перегудов стал обладателем Премии РБК Петербург («За привлечение инвестора и сохранение семейных ценностей»).
В прошлом году в состав инвесторов компании вошли Владимир Черкашин и Сергей Алешин, совладельцы группы компаний «Санекст.про» (системы отопления и водоснабжения). Они инвестировали 60 млн. руб.
В обмен на инвестиции Черкашин и Алешин тогда получили по 12,5% ООО «Партия еды», доля Тиктинского снизилась до 35%. В начале прошлого года Черкашин занял пост управляющего партнера «Партии еды».
В феврале 2017 г. «Партия еды» запустила в Санкт-Петербурге производственный хаб площадью более 1 000 кв. м, рассказывал ранее Перегудов. Инвестиции в новый хаб составили от 25 млн. до 30 млн. руб. На его запуск была израсходована большая часть средств, полученных компанией в 2015 г. от Тиктинского.
Лидеры и направления.
В прошлом году, напомним, «Яндекс» закрыл сделку по покупке сервиса доставки еды Foodfox (аналитики оценивали сделку в 500 млн. руб.).
Интерес к фудтеху проявляют и другие крупные компании. Так, в том же 2017 году Mail.Ru Group, владеющая Delivery Club, приобрела сервис доставки еды ZakaZaka. Сделка обошлась холдингу в 20 млн. долл.
Эксперты говорят, что за последние годы на быстрорастущем рынке фудтеха уже выделились как основные направления, так и лидеры: доставка готовой еды из ресторанов или магазинов (Delivery club, iGoods), доставка продуктов для приготовления еды («Партия еды», «Дома вкуснее»), доставка персонализированных продуктов (фермерских, спортивного и функционального питания).
В настоящее время сервисы по доставке еды теснят рестораны. Посещаемость ресторанов, по данным аналитиков, в прошлом году снизилась на 7%, в то время как популярность сервисов по заказу еды увеличилась на 17%.
«Объем фудтех-рынка в России составляет порядка $1,4 млрд., — говорит Александр Фролов, основатель и управляющий партнер международного венчурного фонда Target Global.
— По сравнению с США и Европой Россия пока отстает, так что потенциал этого рынка высок. Доля проникновения онлайн-сервисов в сегменте продуктов у нас составляет менее 1%, тогда как в Великобритании — 7%, а в США — порядка 3%».
По его словам, способствуют развитию несколько факторов: высокая конкуренция между игроками на рынке, низкая стоимость услуг курьеров, изменение менталитета людей в крупных городах — они реже стали готовить сами.
В России в целом есть сложности с логистикой — большие расстояния, особенно с доставкой еды в маленькие города. Пока плотность заказов в больших городах сравнительно низкая. Например, в Европе города меньше и курьеры, доставляющие еду, делают больше заказов в час.
«Пока никто из этих сервисов не показал выдающихся результатов. База клиентов довольно ограниченная, и мы не видим массовых привлечений клиентов при эффективных расходах на маркетинг», — говорит Александр Фролов.
При этом он признает, что те клиенты, которые у сервисов есть, стабильно покупают и за счет высокой повторяемости хорошо монетизируются.
Target Global оценивает суммарную выручку игроков, работающих в этом сегменте, в 50-100 млн. долл.
Аналитики информационного портала «Русский венчур - Telegram Analytics» прокомментировали данную сделку следующим образом:
«Разобрались с покупкой "Партии еды" Яндексом.
Яндекс.Такси покупает 83,3% сервиса доставки наборов для приготовления блюд "Партия еды". Ещё 16,7% останутся у трёх совладельцев стартапа (у Михаила Перегудова, Владимира Черкашина и Филиппа Башьяна).
Яндекс.Такси будет иметь право выкупить их доли в течение нескольких лет.
Таким образом, эта сделка - экзит для:
- Эдуарда Тиктинского (вошел в проект в 2015 году, вложив, по данным "Делового Петербурга", 15-20 млн. рублей за 40% акций, позже его доля сократилась до 33,25%).
- Сергея Алёшина (участвовал в раунде на 60 млн. рублей в апреле 2017 года, получил 11,87% стартапа).
Не до конца понятна ситуация с долями Владимира Черкашина (участвовал в прошлогоднем раунде на 60 млн., получив 16,88% стартапа) и Филиппа Башьяна, у которого сейчас 17,1% (upd: Башьян оказался не инвестором, а операционным директором компании).
Яндекс не раскрывает, будет ли частично выкупать их доли или же они просто размоются из-за увеличения учредительного капитала компании. Если все-таки будет выкупать, то для них это тоже будет частичный экзит».