Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
I кв.'24
68
8 012
IV кв.'23
97
10 087
III кв.'23
90
7 178

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
СГ-трансПервая грузовая компания (ПГК)
2 358
ГазпромбанкСеть торговых центров МЕГА
1 425

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
3 449,77  (+10,01%)
1 186,79  (+8,10%)
5 048,42  (-23,21%)
64 038,60  (-755,81%)
3 148,89  (-20,35%)
89,11  (+1,21%)
Источник Investfunds

На контрольный пакет НМТП уже нашлись претенденты

02.12.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», определились претенденты на контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), выставляемый на продажу через объединение госпакета и акций, принадлежащих "Транснефти" и ОАО РЖД.

Пакет может стоить примерно 100 млрд руб., но его оценка сильно зависит от дальнейших действий ФАС как в отношении портовой отрасли в целом, так и конкретно НМТП. Последнему ФАС предписывает перевести в рубли тарифы на перевалку нефти в Приморске, а порт это исполнять отказывается.

30 ноября 2016 года замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что доли государства, "Транснефти" и ОАО РЖД в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) могут быть проданы единым лотом, среди претендентов — группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, ГК "Дело" Сергея Шишкарева и СП РФПИ и арабской DP World.

Государственные 20% НМТП стоят в списке активов на продажу в 2017 году, 29 ноября Минэкономики объявило организатором приватизации "Сбербанк КИБ". "Транснефть", через паритетное СП с группой "Сумма" контролирующая 25,05% НМТП и 10,5% напрямую (входит ли этот пакет в сделку — неизвестно), приняла решение о выходе из актива летом.

Виктор Олерский уточнил, что Минтранс не возражает против продажи пакета, в сентябре о том же говорили в Минэнерго. Первым о возможности консолидированной сделки упоминал в начале ноября экс-министр экономики Алексей Улюкаев.

Вице-президент ОАО РЖД Андрей Старков в середине ноября подтверждал готовность монополии продать ее 5,3% акций порта в общем лоте. Таким образом, в целом речь идет о продаже 50,35-60,85% акций НМТП.

 Все названные претенденты свой интерес к активу подтверждают. "Мы находимся в НМТП многие годы,— заявила исполнительный директор "Суммы" Лейла Мамедзаде.— Мы, безусловно, будем принимать участие в том или ином виде во всех возможных потенциальных сделках". Ранее осведомлённые источники уверяли, что "Сумма" достигла договоренности о выкупе 10,5% у "Транснефти".

РФПИ и DP World объявили о создании СП по совместным инвестициям в России еще прошлой зимой. Но, по словам главы совета директоров DP World султана Ахмеда бин Сулайма, акт о совместном предприятии (joint venture act) был подписан только в конце ноября 2016 года.

Компания создается в Голландии, 20% у РФПИ, 80% — у DP World. DP World заинтересована в покупке доли в НМТП, подтвердил господин бин Сулайм.

"Новороссийск — это очень интересно,— подчеркнул он.— Сделка эта достаточно сложная из-за большого числа участников. Но, тем не менее, мы на правильном пути. Мы идем вместе с РФПИ, необходимо пройти определенные процедуры, дождаться одобрения со стороны правительства; как только это произойдет, мы будем готовы инвестировать".

DP World выделила $2 млрд для России, добавил султан: "Мы смотрим на Балтику, на Дальний Восток и на Новороссийск. Это три точки, которые для нас очень важны".

Первой сделкой СП должна была стать покупка 49% в контейнерном терминале НУТЭП у ГК "Дело" с опционом на получение до 100% после 2030 года. Виктор Олерский 30 ноября неожиданно заявил, что сделка может сорваться:

"Есть ограничения в законе об иностранных инвестициях — контроля у них (DP World) быть не может, а им хочется если не контроля, то понимания, что их инвестиции будут защищены".

Сергей Шишкарев в ответ на это заявил: "Любая сделка, которая еще не подписана, может состояться или нет". Но, подчеркнул бизнесмен, переговоры с DP World продолжаются, в частности, сделка обсуждалась с султаном 28 ноября 2016 года, сразу после визита в Дубай руководства РФПИ.

Господин Шишкарев также подтвердил интерес ГК "Дело" к покупке контрольного пакета НМТП. "Мы готовы заплатить адекватную цену,— пояснил он,— а команда группы доказала свою высокую эффективность в управлении портовыми активами".

Группа НМТП — крупнейший стивидор России по грузообороту, в нее входят порты Новороссийск, Приморск и Балтийск. Консолидированный грузооборот за 2015 год — 139,7 млн. тонн, за январь--октябрь 2016 года — 122,6 млн. тонн, что на 5,6% больше, чем годом ранее.

Выручка по МСФО за 2015 год — $877,2 млн., чистый убыток — $83 млн.; за первое полугодие — выручка $442 млн. и чистая прибыль $364 млн.

Комментарий

Денис Ворчик из "Уралсиба" говорит, что бизнес НМТП во многом завязан на инвестиционные проекты "Транснефти", направленные на увеличение объемов перевалки нефтепродуктов как в Приморске, так и в Новороссийске.

Эксперт оценивает актив как "качественный", с диверсификацией как по грузовой базе, так и по регионам расположения морских терминалов. По его мнению, объединенный пакет Росимущества, ОАО РЖД и "Транснефти" может быть оценен на уровне не менее 100 млрд .руб. с учетом премии за контроль.

Константин Юминов из Райффайзенбанка оценивает актив несколько ниже, в 77 млрд руб. Эксперт полагает, что консолидированный пакет может быть продан с премией 20%.

Ранее Виктор Олерский говорил, что 50% НМТП оцениваются примерно в $1,5 млрд, но оценка должна быть актуализирована.

Господин Ворчик отмечает, что его оценка актуальна при условии, что ФАС не вернется к регулированию стивидорных тарифов.

На стоимость может повлиять и перевод всех ставок перевалки в рубли, и соответствующие требования конкретно к НМТП: ФАС в ноябре 2016 года выдала предписание входящему в него Приморскому торговому порту перевести в рубли тарифы на услуги по перевалке нефти.

30.11.2016 г. глава НМТП Султан Батов заявил, что "если требования ФАС будут выполнены, это может негативно сказаться на оценке стоимости госпакета НМТП".

Господин Батов отметил, что НМТП не намерен это выполнять и готов перевести в рубли расчеты по каботажным грузам, но не по международным контрактам.

Источники, знакомые с позицией DP World, подтверждают, что текущие инициативы ФАС в отношении стивидоров серьезно смущают арабского инвестора и снижают стоимость российских портовых активов в его глазах.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст