По данным газеты «Коммерсант», Центр развития портовой инфраструктуры приобрел 25% в ООО «НПК "Алтаймаш"», ранее — «СДС-Маш», владеющем 100% «Алтайвагона», сообщил гендиректор «Алтаймаша» Александр Мирошник.
«Алтаймаш» больше не входит в холдинг СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина, но прежние собственники остались в составе компании, пояснил он. В «Алтайвагоне» “Ъ” не назвали цену сделки, но подчеркнули, что в отличие от других вагоностроителей у «Алтайвагона» нет долгов.
ЦРПИ, созданный ровно год назад, владеет 24,79% в порте Суходол и 30% в порте Лавна, которые строятся. В обоих проектах также присутствуют структуры СДС и ОАО РЖД. Единственным акционером ЦРПИ является Борис Гутцов. Источники “Ъ” связывали ЦРПИ с бизнесом Аркадия и Бориса Ротенбергов. Представитель бизнесменов опровергла “Ъ” любую прямую или косвенную связь между ними и ЦРПИ.
По итогам первого полугодия «Алтайвагон» увеличил выпуск вагонов на 6,8%, до 5 тыс. вагонов, в плане на год — производство 10,6 тыс. единиц. По итогам 2018 года выручка предприятия увеличилась в 1,5 раза, до 28 млрд. руб., оно получило 1,25 млрд. руб. прибыли против убытка в 349 млн. руб. годом ранее.
Значительные надежды «Алтайвагон», ранее выпускавший инновационные вагоны на лицензионной тележке УВЗ, возлагает на тележку собственной разработки.
В апреле 2019 года Владимир Гридин писал главе ОАО РЖД Олегу Белозерову, что «Алтайвагон» разрабатывает две модели полувагона и крытый вагон на этой тележке и просил содействия в получении тарифных преференций на порожний пробег, которые действуют для моделей Объединенной вагонной компании и УВЗ.
В «Алтайвагоне» сообщили, что в середине сентября 2019 года сертифицировали все три модели, есть договоренность с операторами о покупке новых вагонов. Хотя рабочий парк близок к профициту, в «Алтайвагоне» считают, что рынок для новой тележки будет обеспечен приростом погрузки, заложенным в долгосрочную программу развития ОАО РЖД до 2025 года.
ОАО РЖД эта тележка выгодна, полагают в «Алтайвагоне», поскольку монополия как владелец интеллектуальных прав на нее получает роялти. При текущем размере преференций на порожний пробег, говорят в «Алтайвагоне», монополия компенсирует недополученные средства за счет роялти в течение двух лет. В ОАО РЖД “Ъ” заявили, что будут «приветствовать появление на рынке новой продукции, удовлетворяющей требованиям клиентов и партнеров».
Российские Железные Дороги / РЖД
Ротенберг Аркадий Романович
Ротенберг Борис
Сибирский Деловой Союз (СДС)
Морской торговый порт Лавна (МТПЛ)
Морской порт Суходол
Научно-производственная корпорация Объединенная Вагонная Компания (НПК ОВК)
Михаил Федяев
Владимир Гридин
Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ)