С учетом высокого интереса к госпакету акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) его приватизация планируется до конца 2013 года. Консультант правительства по сделке UBS сообщил, что заинтересованность в покупке 20% акций НМТП подтвердили десять инвесторов.
О части претендентов уже известно. Это суверенный фонд Абу-Даби Invest AD, United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича, группа «Дело» Сергея Шишкарева, «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана и Ильи Клебанова. Некоторые из потенциальных инвесторов могут стать для НМТП привлекательными партнерами, однако главными претендентами по-прежнему считаются «Роснефть» и группа «Сумма».
Среди новых претендентов, например, Noble Group. Это один из крупнейших международных сырьевых трейдеров со штаб-квартирой в Гонконге, занимающийся поставками сельхозпродукции, угля, черных и цветных металлов. Но компания инвестирует также в отдельные производственные и транспортные активы. Заинтересовался 20% акций НМТП и стивидорный холдинг International Container Terminal Services (Филиппины). Под его управлением — около 27 терминалов в 19 странах. Еще один претендент — Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, который инвестирует в инфраструктурные проекты в СНГ. В его портфеле, например, 10,3% акций железнодорожной компании Brunswick Rail.
Также купить 20% акций НМТП хочет «Российский фонд прямых инвестиций» (РФПИ). Он готов участвовать в сделке в составе консорциума — либо с Macquarie, либо с Invest AD (Абу-Даби).
Noble Group может быть интересна НМТП как миноритарий с точки зрения роста грузопотоков, а филиппинский холдинг — как потенциальный партнер по контейнерному сегменту, который у НМТП пока не развит. Главная интрига — удастся ли «Роснефти» согласовать с властями покупку доли в порту, например, через фонд UCP. Если нефтекомпании дадут добро, то вопрос о конкуренции за пакет будет, по сути, закрыт.
Группа НМТП – одна из крупнейших европейских компаний, оказывающих стивидорные и портовые услуги. По объему грузооборота Группа является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском рынке.
В общем грузообороте морских портов России на долю Группы приходится 29,3%. В 2011 году компания опередила второй по объему грузооборота порт страны, Большой порт Санкт-Петербурга, почти в три раза. Ведущие позиции компания занимает в перевалке сырой нефти (58,6% от общего объема), сахара (70,8%), зерна (29,6%), нефтепродуктов (15,7%), черных (28,2%) и цветных металлов (26,9%).
Дочерние предприятия компании расположены в Краснодарском крае (г. Новороссийск), в Калининградской (г. Балтийск) и Ленинградской областях (г. Приморск).
Новороссийский Порт расположен в северо-восточной части Черного моря, является крупнейшим морским портом России. Это единственный универсальный незамерзающий глубоководный порт Южного бассейна России, позволяющий осуществлять круглогодичную навигацию.
Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой.
Акционеры порта: Novoport Holding Ltd (бенефициары – «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова) – 50,1%, Росимущество – 20%, РЖД – 5,3%, около 20% — free-float. Выручка в 2012 году составила 10,65 млрд руб., чистая прибыль — 5,09 млрд руб.