По данным газеты «Коммерсант», на контрольный пакет «Трансконтейнера» появился еще один претендент.
Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, в середине декабря недавно вступивший в должность гендиректор французской CMA CGM Родольф Сааде написал письмо президенту Владимиру Путину о желании компании приобрести долю в «Трансконтейнере» в партнерстве с ООО «Логопер».
Господин Сааде подчеркнул, что участие в сделке CMA CGM будет «яркой демонстрацией намерения РФ в сфере привлечения иностранных инвестиций», а также выразил желание встретиться с президентом.
Владимир Путин 18 декабря 2017 года своей резолюцией перепоручил вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову. CMA CGM указана на сайте ООО «Логопер» как партнер.
CMA CGM — французский контейнерный оператор со штаб-квартирой в Марселе, третий по объему перевозок контейнерный перевозчик в мире (после Maersk и MSC). Объем перевозок в 2016 году — 15,6 млн. TEU, выручка — $15,98 млрд., чистый убыток — $427,4 млн. Флот — 489 судов.
«Логопер», как пояснили в компании, транспортно-логистический 3PL-оператор, специализирующийся на организации контейнерных поездов. В основном возит грузы в Москву, где располагает терминалом «Ховрино», из портов Северо-Запада (Рига, Таллин, Усть-Луга, Санкт-Петербург), Дальнего Востока и Китая.
По данным kartoteka.ru, ООО подконтрольно Александру Кахидзе, миноритарные доли у гендиректора Юрия Лопусова и Ааре Каарма.
Александр Кахидзе — не самая крупная фигура в российском транспорте, но и небезызвестная. На сайте АНО «Дирекция московского транспортного узла» его полный тезка указан как заместитель гендиректора с приведением деталей биографии.
В частности, в 2004–2006 годах он возглавлял управление по таможенно-брокерской деятельности ОАО РЖД, в 2006–2007 годах был советником вице-президента ОАО РЖД, затем вице-президентом Фонда социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы, а в 2008–2011 годах — советником вице-спикера Госдумы Александра Бабакова.
Продажа «Трансконтейнера» намечена на апрель 2018 года. Об интересе уже объявили группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (владеет через FESCO 25,07% «Трансконтейнера»), UCL Holding Владимира Лисина вместе с MSC, ГК «Дело» Сергея Шишкарева (на днях купила 30,75% Global Ports) и РФПИ.
Но сроки продажи под вопросом, так как сначала нужно вернуть бумаги «Трансконтейнера» из Объединенной транспортно-логистической компании в прямое владение ОАО РЖД. Этот вопрос был утвержден только в декабре 2017 года, а необходимые трансакции должны с учетом согласований занять около года.
Однако, говорит один из информированных источников, «сложности преодолимы, если будет политическая воля», приводя как пример недавнюю сделку по покупке «Енисей Капиталом» Романа Абрамовича и Александра Абрамова 24,5% «Трансконтейнера» у НПФ «Благосостояние».
Global Ports
НПФ Благосостояние
Лисин Владимир Сергеевич
Правительство России
Российские Железные Дороги / РЖД
Сумма Капитал
Трансконтейнер
Шишкарёв Сергей
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)
Александр Григорьевич Абрамов
Группа Дело
Роман Аркадьевич Абрамович
Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding)
Енисей капитал
Источники на рынке полагают, что в итоге CMA CGM примкнет к более крупному российскому игроку, вопрос только к какому.
Один из собеседников отмечает, что у французской компании «тесные отношения» с FESCO, в том числе есть совместный продукт на Дальнем Востоке, другой считает, что CMA CGM примкнет к UCL Holding.
Константин Юминов из Райффайзенбанка допускает, что CMA CGM — не последний новый претендент на «Трансконтейнер».
Но «с точки зрения финансовых ресурсов и политического веса», полагает аналитик, основная борьба за контрольный пакет «Трансконтейнера» будет вестись между Владимиром Лисиным и Романом Абрамовичем.