Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 566,97  (+371,46%)
4 602,26  (+20,20%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

ПГК продала весь парк цистерн

22.01.2020, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», Brunswick Rail, о намерении приобрести которую заявляла Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), заметно укрепила свои позиции на рынке перевозки нефти и нефтепродуктов.

Компания приобретает 13 тыс. цистерн у Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина. Сумма сделки не раскрывается, однако, по оценкам источников издания на рынке, может составить порядка 19 млрд. руб., исходя из условий, которые предлагала ПГК.

С этой сделкой ПГК выходит из нефтеналивного сегмента, а Brunswick Rail с 17 тыс. цистерн сможет обеспечить дополнительным парком отраслевых грандов, которые вступят в борьбу за новые крупные контракты от «Роснефти» в 2021 году.

Первая грузовая компания Владимира Лисина продает весь парк цистерн — порядка 13 тыс. единиц. Как рассказали “Коммерсанту” два источника на рынке, компания, которая приняла стратегическое решение по выходу из нефтеналивного сегмента, искала покупателей в широком круге специализированных операторов, обращаясь в «Нефтетранссервис» Вячеслава и Вадима Аминовых и Алексея Лихтенфельда, «Трансойл» Геннадия Тимченко, RailGo Рахмана и Искандера Халиловых, но не договорилась о цене.

Один из источников газеты уточняет, что у ПГК парк цистерн немолодой, у 4 тыс. цистерн срок службы истекает в 2020–2023 годах, еще у 3 тыс.— до 2029 года. При этом запросы у ПГК были в интервале 1,4–1,5 млн. руб. за единицу, а покупатели были готовы максимум на 1,2–1,3 млн. руб.

Тем не менее, рассказывают три собеседника издания на рынке, в итоге покупатель был найден. По их словам, им стала оперлизинговая компания Brunswick Rail Ильи Беляева. В Brunswick Rail “Ъ” подтвердили факт сделки, не раскрывая сумму и условия.

Приобретение 13 тыс. цистерн сильно меняет структуру парка Brunswick Rail.

До сделки компания располагала лишь 4 тыс. цистерн — впрочем, довольно новых. Общий парк компании — около 28 тыс. вагонов.

ПГК в данный момент — один из основных игроков рынка перевозок нефтеналивных грузов. 1 января 2016 года компания заключила долгосрочный контракт с «Роснефтью» на перевозки 83 млн. тонн нефтегрузов до 31 марта 2021 года.

Сама Brunswick Rail в последние месяцы находилась в процессе подготовки к поглощению — о намерении приобрести ее заявляла Государственная транспортная лизинговая компания в партнерстве с Freight Village RU. В октябре 2019 года глава ГТЛК Сергей Храмагин говорил, что со структурой сделки компания определится в ближайшее время. В ГТЛК не уточнили статус сделки.

Собеседник “Коммерсанта” на рынке говорит, что ситуация на рынке нефтеналива непростая — этой зимой наблюдается профицит, несмотря на то что зима — традиционно высокий сезон для этого сегмента.

Если летом существует фактор ремонта НПЗ и конкуренции со стороны речного транспорта, зимой парка обычно не хватает. В сложившуюся ситуацию, полагает он, свой вклад внесло множество факторов, в том числе теплая зима и невысокие объемы переработки.

Между тем, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, в целом рынок нефтеналива движется в сторону дефицита под влиянием списания парка и планируемого роста переработки нефти в 2020 году. Ставки достигают 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, что уже сопоставимо со ставками на полувагоны.

При этом в первом квартале 2021 года истекают долгосрочные контракты «Роснефти», говорит эксперт, и основные участники рынка консолидируют парк в преддверии новой договорной кампании.

В этой связи ПГК, у которой в действующих контрактах «Роснефти» задействовано более половины парка цистерн и чья стратегия не предполагает инвестиций в этот сегмент, выбрала оптимальный момент и покупателя, который позволит компании выполнить обязательства по контракту с «Роснефтью», отмечает господин Бурмистров. Собеседник газеты на рынке предполагает, что пока парк будет отдан покупателем в аренду ПГК, которая продолжит исполнять контракты.

В ПГК пояснили, что компания заключила предварительное соглашение с Brunswick Rail о продаже 12,8 тыс. цистерн. «Подвижной состав планируется передать новому собственнику до 31 марта 2020 года»,— сообщили в компании, не раскрывая стоимость сделки.

«Мы не считаем перевозки нефтеналивных грузов целевым сегментом для ПГК с учетом перспектив развития трубопроводного транспорта,— пояснил генеральный директор ПГК Сергей Каратаев.

— Выход из сегмента цистерн позволит сконцентрироваться на усилении позиций в тех рыночных нишах, где мы обладаем конкурентным преимуществом и перспективами роста».

При этом, добавил он, компания намерена обеспечить выполнение обязательств по ранее заключенным контрактам на перевозку нефти и нефтепродуктов до истечения их срока за счет привлечения цистерн в аренду.