По данным газеты «РБК daily», Банк ВТБ в конце октября 2018 года может получить долю в крупнейшем железнодорожном контейнерном операторе «Трансконтейнер», принадлежащую компании FESCO (25,07%). Об этом рассказали два источника, близких к акционерам FESCO и «Трансконтейнера».
ВТБ является крупнейшим кредитором FESCO, полученные средства пойдут на сокращение долга компании. А банк затем продаст этот пакет стратегическому инвестору, сказали источники. «Структурно верно, но по скорости не знаю», — уточнил один из них.
Председатель совета директоров FESCO Лейла Маммедзаде, управляющая активами бизнесмена Зиявудина Магомедова (владеет 32,5% FESCO), заявила в понедельник, 15 октября 2018 года, что компания находится «в финальной, завершающей части» переговоров по продаже доли в «Трансконтейнере». Покупателя она не назвала, но также сказала, что вырученные от сделки средства пойдут на погашение долгов FESCO.
«Я очень рассчитываю, что к концу 2018 года соотношение долг/EBITDA компании снизится к тем значениям, которые мы обещали банкам [ниже четырех показателей EBITDA]», — сказала она.
Пакет FESCO в «Трансконтейнере» заложен в ВТБ по сделке РЕПО с декабря 2014 года (в конце 2015 года кредит, обеспеченный акциями оператора, составлял €61,6 млн.). К тому же в конце 2017 года ВТБ открыл компании кредитную линию на $680 млн., большая часть этих средств пошла на выплату держателям еврооблигаций компании ($551,7 млн).
Но в феврале 2018 года компания допустила техдефолт по рублевым облигациям, не выполнив обязательства по бумагам на 6,375 млрд. руб. До завершения реструктуризации задолженности компания отложила публикацию финансовой отчетности по МСФО за 2017 год (последняя опубликованная отчетность FESCO — за первое полугодие 2017 года).
2 октября 2018 года первый заместитель предправления ВТБ Юрий Соловьев говорил журналистам, что FESCO обслуживает свои обязательства. «Операционно кредит в очень хорошем состоянии, компания бизнес развивает, все обслуживается вовремя и в полном порядке», — сказал тогда он.
Магомедов с 30 марта 2018 года находится под арестом по обвинению в организации преступного сообщества. Для сделки с ВТБ долю в «Трансконтейнере» оценили без дисконта, сказал один из собеседников.
Менеджмент FESCO представил совету директоров «несколько предложений с коммерческими условиями» по продаже доли в «Трансконтейнере», все они «строго в рынке и не предполагают никакого дисконта», — говорила и Маммедзаде.
Во вторник, 16 октября 2018 года, 25,07% «Трансконтейнера» на Московской бирже стоили 15,7 млрд. руб., или около $240 млн.
«Трансконтейнер» — крупнейший железнодорожный контейнерный оператор России. По итогам 2017 года компания перевезла 1,777 млн. TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что составляет 46% от общего объема перевозок. Чистая прибыль компании в 2017 году по стандартам МСФО составила 6,5 млрд. руб., что вдвое больше, чем в 2016 году.
«Трансконтейнер» станет вторым активом Магомедова, который переходит к ВТБ — в начале августа банк стал владельцем 22,25% Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП), а 29 августа получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку еще 10,93%, которые также переданы в рамках урегулирования задолженности. Но в обоих случаях ВТБ будет временным владельцем, рассказывают источники.
Основные претенденты на долю в железнодорожном операторе, по их словам, — «Енисей Капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова, который в декабре 2017 года приобрел 24,5% «Трансконтейнера» и заявлял о намерении увеличить свой пакет, и UCL Владимира Лисина.
ВТБ
Лисин Владимир Сергеевич
Сумма Капитал
Трансконтейнер
Первая грузовая компания (ПГК)
Александр Григорьевич Абрамов
Роман Аркадьевич Абрамович
Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП)
Московская биржа (ММВБ-РТС)
Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding)
Енисей капитал
После того как пакет сменит собственника, его можно считать «чистым», свободным от каких-либо обременений, добавил он.