По данным газеты «РБК daily»,
Какую компанию создает Лебедев.
Владелец Национального резервного банка (НРБ) и британской газеты The Independent Александр Лебедев, который ранее занимался авиационным бизнесом, нашел партнеров для создания новой авиакомпании. Она будет специализироваться на чартерных корпоративных перевозках на базе самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100).
Партнерами Лебедева станут Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, ее «дочка» «Гражданские самолеты Сухого» выпускает SSJ-100), «ВЭБ-Лизинг» (собственник и арендодатель самолетов), аэропорт Внуково (один из ключевых центров бизнес-авиации в России) и авиакомпания «Азимут», с которой планируется разработать «единый концептуальный подход и механизмы его реализации», рассказал источник РБК, знакомый с проектом соглашения между сторонами.
Источник в ОАК сообщил РБК, что ведутся переговоры с Лебедевым и другими партнерами о создании нового чартерного перевозчика на базе SSJ-100, но подробностей не раскрыл. Обсуждается реализация проекта в такой конфигурации, добавил источник, близкий к ВЭБу.
Представитель Внуково сообщил, что соглашение между ВЭБом, ОАК и «Азимутом» должно быть подписано на Сочинском экономическом форуме, который начинается сегодня в четверг, 14 февраля 2019 года.
Лебедев подтвердил РБК, что договорился с этими партнерами, однако отказался от дополнительных комментариев.
Об идее создать новую авиакомпанию для корпоративных частных перевозок Лебедев рассказал РБК еще в мае 2018 года. Тогда он говорил, что обратился в правительство с предложением модифицировать 100 SSJ до люксовой категории.
Если парк будет сформирован, то Лебедев готов на их базе создать авиакомпанию, ориентированную на перевозки пассажиров с повышенным комфортом «по цене на 10% выше VIP-билетов «Аэрофлота». «Если требующийся парк самолетов будет сформирован, я готов рискнуть оборотными средствами», — говорил тогда предприниматель.
В письме Лебедева на имя премьера Дмитрия Медведева от ноября 2018 года говорилось, что бизнес-модель новой авиакомпании может быть структурирована через создание управляющей компании в формате государственно-частного партнерства: государство вносит самолеты SSJ-100, а частный инвестор финансирует интерьерную часть, то есть переоборудует их для корпоративных и VIP-перевозок.
Прибыль будет распределяться между акционерами в соответствии с размером долевого участия, писал он. В правительстве такого письма не видели, сообщили РБК в его пресс-службе.
Почему выбор пал на SSJ.
Новую авиакомпанию Лебедев планировал создать с парком из 100 самолетов SSJ-100 в VIP-комплектации. Первоначально будут летать шесть лайнеров — три в компоновке 19 кресел (VIP) и еще три по 40–60 кресел (All Business Class), сообщил РБК источник, близкий к одному из участников проекта.
По оценке экспертов, которая приводится в письме, «уже сегодня» объем корпоративных перелетов внутри страны загрузит 20 SSJ в бизнес-компоновке.
Сейчас авиакомпании не способны зарабатывать на SSJ-100 на регулярных перевозках, объяснял ранее Лебедев. Средний налет таких самолетов — всего 3,5 часа в сутки, что почти втрое ниже уровня окупаемости, а из-за западных санкций есть ограничения по экспортным поставкам.
По его оценке, поддержание в летной годности простаивающих примерно 70 лайнеров SSJ-100 стоит «несколько миллиардов рублей в год, а летающие еще сто [самолетов] генерируют убытки в 5–15 млрд руб. [в год]».
Поэтому Лебедев предлагал «выдернуть» SSJ-100 из конкурентной среды с более вместительными и эффективными Boeing и Airbus и «поместить» в рыночную нишу корпоративных и VIP-перевозок.
Установка в самолеты интерьеров в конфигурации 19 и 40–60 кресел позволит выиграть рынок у зарубежных бизнес-джетов, перевозки на которых в России составляют 25 тыс. рейсов в год на сумму более $1 млрд., считает бизнесмен.
Новый перевозчик, скорее всего, будет использовать действующий сертификат эксплуатанта авиакомпании «Азимут», сказал один из собеседников РБК. «Выбор был между авиакомпаниями Red Wings, «Сириус» и «Азимут».
«Виталий Ванцев (совладелец Внуково и «Азимута») проявил интерес к проекту. Осуществлять полеты перевозчик будет из Внуково», — добавил он.
Владелец Sirius Aero Николай Уланов подтвердил РБК факт переговоров. По его словам, переговоры продолжаются, но итоговые договоренности еще не достигнуты.
На кого рассчитана услуга.
Корпоративные перелеты востребованы среди российских спортивных команд (РФПЛ, КХЛ и Олимпийский комитет России), участников мероприятий «Росконгресса» (организатор Сочинского и Петербургского экономических форумов и еще около 20 мероприятий), среди представителей российского шоу-бизнеса и в игорных зонах, отмечалось в письме Лебедева.
К тому же услугами новой компании заинтересовать топ-менеджеры 50 российских госкорпораций, логистика которых «не совместима с расписанием регулярных рейсов». Они смогут «избавиться от излишества владения» иностранными лайнерами и взамен приобретать услугу на «более комфортном самолете» (за счет переоборудования салона) отечественного производства «в разы дешевле», аргументировал Лебедев.
SSJ-100 в VIP-версии (19 кресел) также способен создать в России, Европе и на Ближнем Востоке новый рынок «покресельных чартеров», на котором сейчас доминирует американская компания Jet Smarter, говорилось в письме.
Для пассажиров авиакомпания будет работать по клубному принципу, говорил Лебедев РБК в мае 2018 года. «Один из вариантов — размещение гарантийного депозита в НРБ, например на 400 тыс. руб. Депозит будет возвратным», — пояснял он.
Банкир-авиатор.У Александра Лебедева есть опыт ведения бизнеса с компаниями из авиационной отрасли. С 2003 по 2013 год он был акционером «Аэрофлота», но не смог найти взаимопонимания с руководством авиакомпании.
Бизнесмен также был совладельцем лизинговой компании «Ильюшин Финанс» и созданной на ее базе авиакомпании Red Wings. Но в апреле 2013 года Лебедев продал 100% перевозчика и долю в лизинговой компании.
Национальный резервный банк (НРБ)
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
Правительство России
Independent Media
Александр Лебедев
Виталий Ванцев
Международный аэропорт Внуково (МАВ)
Airbus (Европейский авиационно-космический концерн/EADS)
Николай Уланов
Сухой
Ильюшин финанс Ко (ИФК)
Red Wings
ВЭБ-Лизинг
Boeing
Авиакомпания Азимут (г. Ростов-на-Дону)
Проект, несомненно, яркий, но излишне оптимистичный, считает глава российского представительства авиакомпании Global Jet (занимается чартерными бизнес-перевозками) Евгений Клочков.
«В этом проекте смешиваются две разные маркетинговые ниши — бизнес-авиация (VIP-сегмент) и коммерческая авиация уровня бизнес-класса», — пояснил он.
К тому же вызывает вопросы ставка новой компании на SSJ-100: для финансовой модели с высокой уверенностью подтвердить реальные показатели надежности этого самолета практически невозможно, и нет коммерческого опыта использования в них VIP-интерьеров.
«Все выполненные проекты VIP-интерьеров существенно отличаются от того, к чему привыкли клиенты бизнес-авиации», — сказал он.
По словам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, достоверных данных об объеме рынка бизнес-авиации в России нет, на нем работает около 20 компаний.
«Одно можно сказать наверняка: участников этого рынка с флотом из 100 современных ближнемагистральных самолетов сейчас просто нет и в обозримом будущем не появится», — отметил он. Спрос на услуги бизнес-авиации в корпоративных перевозках сейчас формируют несколько десятков крупнейших компаний.
Заместитель директора рейтингового агентства АКРА Александр Гущин согласился, что эксплуатация SSJ-100 несет определенные риски из-за того, что VIP-перевозки подразумевают круглосуточную доступность самолета и использование лайнеров других типов (например, Gulfstream).
Уход от классической модели бизнес-авиации может привести к тому, что компания не попадет в целевую нишу, когда услуга будет недостаточно эксклюзивной для одних потенциальных клиентов и слишком дорогой для других, предупредил эксперт.