По данным газеты «РБК daily», сделка по приобретению лизинговой компании «Трансфин-М», ходатайство о которой подала компания «ТФМ-Гарант» советника гендиректора РЖД Алексея Тайчера и его партнеров, не одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС), сообщила в пятницу, 5 июля 2019 года, пресс-служба ведомства.
Продавцом в сделке выступал НПФ «Благосостояние», который контролируется структурами РЖД. Покупателем – компания «Трансфин-М гарант».
Основным владельцем «Трансфин-М гарант» является бывший гендиректор крупнейшего железнодорожного оператора и «дочки» РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК) Алексей Тайчер (ему принадлежит около 70% акций «Трансфин-М гаранта»).
Еще 30% компании принадлежит топ-менеджменту «Трансфин-М»: гендиректору Максиму Анищенкову, его первому заместителю Александру Голанду и заместителю Ивану Благодатских. Тайчер работает советником гендиректора РЖД Олега Белозерова на общественных началах, курирующим логистический блок.
«Рассмотрение ходатайства по сделке отложено под условие — полное устранение аффилированности с РЖД на уровне акционеров, руководства и хозяйственной деятельности», — указано в сообщении.После подтверждения выхода из группы лиц с РЖД и проведения компанией независимой коммерческой политики ФАС вернется к рассмотрению ходатайства, указала пресс-служба ФАС.
ПАО "ТрансФин-М" (ИНН 7708551181) учреждено 4 февраля 2005 года НПФ "Благосостояние" - одним из крупнейших российских негосударственных пенсионных фондов. Компания разработала и использует единую технологию передачи оборудования в лизинг. В сферу деятельности входит лизинг железнодорожного транспорта, коммерческой недвижимости, оборудования, автомобилей и спецтехники.
«Трансфин-М» входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний, ей принадлежит 53 тыс. вагонов. В портфеле «Трансфин-М» доминирует железнодорожная техника (86%).
За 2018 г. лизинговый портфель вырос до 290 млрд. руб., активы компании по итогам 2018 года составили 148,9 млрд. рублей, компания получила прибыль 4,4 млрд. руб.НПФ «Благосостояние» решило продать лизинговую компанию из-за особенностей регулирования НПФ. С 2018 г. ЦБ ввел стресс-тестирование пенсионных фондов, при наличии больших инвестиций в один актив пройти его оказалось сложно.
В НПФ «Благосостояние» в конце июня 2019 года подтверждали, что достигли договоренности по продаже оператора, но не раскрывали потенциальных покупателей.
«Цена продажи — около 35 млрд. руб., что соответствует коэффициенту к капиталу более 1,4. К тому же часть стоимости была получена в виде дивидендов от ТФМ», — указывал представитель компании. Для совершения сделки предполагалось использовать заемные средства.
Источники РБК рассказывали, что после покупки «Трансфин-М» Тайчер может создать железнодорожного оператора вместе с ВЭБ.РФ. У «дочки» госкорпорации — «ВЭБ-лизинга» — 42 тыс. вагонов, которые оцениваются в 78 млрд. руб., говорил один из собеседников РБК.
В случае объединения парков вагонов «Трансфин-М» и «ВЭБ-лизинг» новая компания могла бы приблизиться по размеру к крупнейшему частному железнодорожному оператору — Первой грузовой компании (ПГК, 111 тыс. вагонов) Владимира Лисина — и стать третьим оператором в России по объему вагонов после ФГК (124 000 вагонов) и ПГК.
Предполагалось, что в новой компании ВЭБ.РФ получит 49%, а Тайчер с партнерами — контроль. В пресс-службе ФАС тогда заявили РБК, что на 1 июля 2019 года сделка по приобретению «Тайчером» «Трансфин-М» еще не одобрена «в заявленном формате».
По словам представителя ведомства, Антимонопольная служба «изучала возможное влияние приобретателя на координацию ценовой политики нескольких крупных операторов вагонов».«Не только усиление влияния, но и сам факт присутствия менеджмента РЖД (Алексея Тайчера, который является советником главы РЖД) на этом рынке вызывает вопросы, особенно в условиях снижения погрузки на сети», — говорил представитель службы.
Напомним, что по итогам июня 2019 года погрузка и грузооборот ОАО «Российские железные дороги» снизилась. Первый показатель в отчетном периоде снизился на 5,4% – до 101,6 млн. тонн, а второй – на 1,8% и составил 205,7 млрд. тарифных тонно-км. А операторы с июня 2019 года начали снижать ставки на полувагоны.
Представитель ФАС также указывал, что «схема участия» ВЭБ.РФ в объединенной компании-операторе будет изучена при поступлении ходатайства: «Пока неясно, кто финансирует сделку, кто несет риски падения цен и в чем положительные эффекты для экономики несет участие в этом государственном институте развития».
Недавно антимонопольная служба заблокировала другую сделку на железнодорожном рынке — она отклонила заявку Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на покупку оператора Brunswick Rail у Ильи Беляева, оцениваемого почти в 30 млрд. руб.
Тогда ведомство порекомендовало тратить бюджетные средства не на поглощение частных компаний и усиление доминирующего положения ГТЛК на рынке, а на закупку новых вагонов.
По данным информационного портала New Тv News, имя Алексея Тайчера уже упоминалось в связи с попытками монополизировать и без того централизованный рынок железнодорожных перевозок. В 2016 году ФАС отказала компаниям «Вектор Рейл» и «Башнефть-Транс» в покупке 50% железнодорожного оператора АО «СГ-транс».
Комментируя решение, ведомство отмечало, что учредителями «Вектор Рейл» являются сыновья вице-президента РЖД Салмана Бабаева и гендиректор Федеральной грузовой компании (ФГК) Алексей Тайчер.
Антимонопольное ведомство установило, что в таких условиях сделка по покупке части «СГ-транс» может привести к ограничению конкуренции, поскольку Салман Бабаев на тот момент был вице-президентом РЖД.
Генпрокуратура впоследствии признала, что «один из вице-президентов РЖД лично принимал решения, связанные с заключением контрактов с коммерческой организацией, в целях обогащения своих сыновей — членов совета директоров этой организации и ее конечных бенефициаров». На тот момент сыновья Бабаева были членами совета директоров «СГ-транс».
Вокруг РЖД давно происходят скандалы, вызванные антикоррупционными расследованиями. Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционер Алексей Навальный публиковал расследование о коррумпированности экс-главы РЖД Владимира Якунина.
В нем говорилось о нарушениях антимонопольного и антикоррупционного законодательства по фактам укладки георешетки, продажи электронных билетов и создания офшорной сети компаний. По данным ФБК, фирма, поставлявшая георешетку, принадлежала Якунину, а продажа электронных билетов осуществлялась через фирму его сына Андрея.
Также СМИ писали о сети привокзальных отелей сына Якунина Андрея.
Башнефть
НПФ Благосостояние
Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ)
Лисин Владимир Сергеевич
Российские Железные Дороги / РЖД
Якунин Андрей
Первая грузовая компания (ПГК)
Федеральная грузовая компания (ФГК) (Вторая грузовая компания)
Трансфин-М
СГ-транс
Алексей Тайчер
ВЭБ-Лизинг
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)
Илья Беляев
Максим Анищенков
Алексей Голанд
Иван Благодатских
Советник генерального директора РЖД на общественных началах Алексей Тайчер решил создать крупного железнодорожного оператора на базе активов лизинговой компании «Трансфин-М» и «ВЭБ-лизинга».
Однако по мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, создавать оператора именно сейчас – не лучшее время. – Дела у угольщиков пошли вниз, и перевозки сейчас могут сократиться.
Вкупе с дорогими вагонами, обслуживать лизинговые платежи за эти вагоны может оказаться нечем, – прогнозирует эксперт. – Окупятся вложения лет через 5-7 на новом витке роста цен на уголь.