Полученные средства группа направит на снижение долговой нагрузки.
«Полученную в результате сделки ликвидность группа планирует направить на снижение долговой нагрузки, в частности на погашение обязательств по договору РЕПО, обеспечением по которому был проданный пакет», - говорится в сообщении.
«Продажа нашей доли в ПАО «ТрансКонтейнер» – взвешенное, объективное решение Совета директоров FESCO. Сейчас у Группы есть значительная долговая нагрузка и ее снижение – наша первоочередная задача. Мы намерены продолжать развивать основные бизнесы FESCO и повышать ее операционную эффективность», – отметила председатель Совета директоров ПАО «ДВМП» Лейла Маммед Заде.
Ранее президент Fesco Александр Исурин сообщал, что группа рассчитывает до конца года погасить дефолтные облигации серии БО-01, направив на эти цели средства от продажи активов. Необходимость продажи активов глава Fesco объяснил сложностями с привлечением заемного финансирования.
«Мы не можем обсуждать привлечение кредитных средств без основного кредитора - ВТБ (у которого головная компания группы - ДВМП - в ноябре 2017 года привлекла кредитную линию на сумму до $680 млн.)», - сказал он.
В конце февраля этого года головная структура группы Fesco - Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) - не выплатила более 1,37 млрд. рублей дохода по 3-6 купонам облигаций серии БО-01, а также не смогла погасить номинальную стоимость бумаг объемом в 5 млрд. рублей.
"Одновременно со сделкой по покупке акций ВТБ заключил поставочный форвард по продаже данных акций стороннему инвестору. Контрагента, ценовые параметры и остальные детали сделки мы не раскрываем", - заявили в пресс-службе инвестиционно-банковской группы ВТБ.
О том, что ВТБ не будет конечным собственником пакета акций "Транснконтейнера", приобретаемых у FESCO, ранее заявил глава банка Андрей Костин. "Точно не для себя (ВТБ покупает акции)", - сказал он.
"Мы там, наверное, посредник, потому что мы же там кредитором были", - добавил он.
Всего у FESCO (контролируется "Суммой" Зиявудина Магомедова и ее партнерами) было 25,07% в "Трансконтейнере". По данным источников на рынке, остаток пакета, то есть чуть более 0,2%, приобретет "частный инвестор".
В этой роли, утверждает один из источников, выступают структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова, которые в 2017 году через подконтрольное им ООО "Енисей Капитал" приобрели у НПФ "Благосостояние" 24,5% ж/д оператора. Именно Абрамов и Абрамович считаются основными претендентами и на долю, купленную ВТБ.
О том, что FESCO собирает заявки от инвесторов на покупку доли в "Трансконтейнере", стало известно летом 2018 года. Источники в отрасли тогда говорили, что структуры Абрамова и Абрамовича подавали заявку, но уверяли, что процесс конкурентный, и есть другие претенденты. На транспортном рынке при этом не исключали, что интересантом также выступает владелец НЛМК и UCL Владимир Лисин.
В июне 2018 года Петр Баскаков, занимавший пост генерального директора "Трансконтейнера" 12 лет, покидает компанию, а на его место назначается близкий к "Енисей Капиталу" Вячеслав Сараев.
С конца 2014 года пакет FESCO в "Трансконтейнере" был заложен ВТБ по сделке репо, а в конце 2017 года банк выдал компании кредит в $680 млн., большая часть из которого пошла на погашение долгов перед держателями евробондов. При этом компания так и не смогла решить проблему с дефолтом по рублевым облигациям.
Ранее "Сумма" продала "Транснефти" свою долю в "Новороссийском морском торговом порте", а ВТБ получил пакет в "Новороссийском комбинате хлебопродуктов".
ПАО "ТрансКонтейнер" (ИНН 7708591995) - дочернее общество ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) - зарегистрировано 4 марта 2006 года на базе филиала РЖД - Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер". Хозяйственную деятельность компания начала 1 июля 2006 года.
«Трансконтейнер» является ведущим российским оператором контейнерных интермодальных перевозок, входит в состав Объединенной транспортно- логистической компании (ОТЛК, «дочка» РЖД).
Компания располагает 46 собственными терминалами в разных центрах России и управляет контейнерным терминалом "Добра", расположенным на границе Словакии и Украины, владеет 50% АО "КеденТрансСервис" - частного оператора сети железнодорожных терминалов в Казахстане.
Кроме того, ТрансКонтейнер является владельцем парка специализированного подвижного состава: свыше 25 тыс. фитинговых платформ и около 60 тыс. крупнотоннажных контейнеров.
В конце 2017 года структура Романа Абрамовича и Александра Абрамова - ООО «Енисей Капитал» - купила 24,5% акций «Трансконтейнера» у компаний НПФ «Благосостояние» за 14,7 млрд. рублей.
Транспортная группа FESCO - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса.
Диверсифицированный портфель активов FESCO позволяет осуществлять доставку грузов "от двери до двери" и контролировать все этапы интермодальной транспортной цепочки.
Группе принадлежат "Владивостокский морской торговый порт", железнодорожный оператор "Трансгарант", 75% минус одна акция оператора фитинговых платформ "Русская тройка". В управлении FESCO находится порядка 40 тыс. контейнеров, парк фитинговых платформ составляет порядка 5 тыс. единиц.
Флот Группы включает 20 транспортных судов, которые преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях. Группе также до 23.10.2018 г. принадлежало 25,1% акций ПАО "ТрансКонтейнер".
Группа ВТБ - российская финансовая группа, включающая более 20 кредитных и финансовых компаний, работающих во всех основных сегментах финансового рынка. В странах СНГ группа представлена в Армении, на Украине, в Беларуси, Казахстане, Азербайджане. Банки ВТБ в Австрии, Германии и Франции работают в рамках Европейского субхолдинга во главе с ВТБ Банк (Австрия).
Кроме того, группа имеет дочерние и ассоциированные банки в Великобритании, на Кипре, в Сербии, Грузии и Анголе, а также по одному филиалу банка ВТБ в Китае и Индии, два филиала ВТБ Капитал Plc в Сингапуре и Дубае.
Чистая прибыль ВТБ по МСФО в первом полугодии 2018 года выросла на 70,1% до 98,5 млрд. руб., во II квартале - на 41,9% до 43 млрд. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Чистые процентные доходы выросли на 4,8% до 238,1 млрд. руб. Чистая процентная маржа по итогам первого полугодия составила 4,1%, повысившись до 4,2% во II квартале 2018 года по сравнению с 4,1% в I квартале 2018 года и 4,1% в 2017 году.
НПФ Благосостояние
ВТБ
КеденТрансСервис
Лисин Владимир Сергеевич
Новолипецкий металлургический комбинат / НЛМК
Новороссийский морской торговый порт (НМТП)
Российские Железные Дороги / РЖД
Сумма Капитал
Трансконтейнер
Транснефть
Владивостокский морской торговый порт (ВМТП)
Александр Григорьевич Абрамов
Роман Аркадьевич Абрамович
Трансгарант
Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП)
Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding)
Енисей капитал
Русская тройка