По данным газеты «Коммерсант» и информационного агентства AK&M, Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «в качестве имущественного взноса РФ». Проект указа, разработанный в правительстве, был передан в администрацию президента около месяца назад.
Госкорпорация должна получить 92,31% акций ОАК, принадлежащих Росимуществу, оставшиеся доли сохранятся у прежних владельцев в лице ВЭБа (5,11% акций) и частных акционеров.
На преобразования отводится 18 месяцев — это «стандартный срок для прохождения весьма обширного набора юридических процедур», сказал топ-менеджер одного из предприятий авиапрома.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов назвал это событие «важнейшим моментом для авиапрома», поскольку «создается авиастроительное объединение национального масштаба — крупнейшее в России». Он заявил, что консолидация «позволит сконцентрировать усилия государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач, стоящих перед отраслью».
В «Ростехе» уточнили, что госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов в авиастроении, в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него «Ростех» готов инвестировать более 50 млрд. руб. до 2025 года.
Президент ОАК Юрий Слюсарь заявил, что в корпорации «рады возможности стать частью большой команды “Ростеха”».
«Проведенные расчеты показывают наличие синергетического эффекта от вхождения ОАК в “Ростех” за счет доступа к технологическим, индустриальным и сервисным платформам, которые выстроила госкорпорация.
Помимо достижения прямых эффектов от “умной консолидации” появляются возможности для заметного сокращения административных издержек и получения ощутимой прибавки в операционной эффективности»,— подчеркнул глава ОАК.
«Вхождение ОАК в периметр госкорпорации усилит производственную кооперацию авиастроителей с поставщиками комплектующих из “Ростеха”,— заявил вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.— А эффективность работы авиапредприятий повысится за счет оптимизации инвестпрограмм и сокращения операционных издержек».
По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в «Ростех» в период до 2025 года «может достигнуть порядка 120 млрд. руб.», уточнил он.
Обсуждение возможной передачи ОАК «Ростеху» шло с весны 2017 года. Тогда Сергей Чемезов впервые назвал вопрос вхождения ОАК в «Ростех» «целесообразным», но «не сегодня».
Схожего мнения придерживался и глава Минпромторга Денис Мантуров, возглавляющий наблюдательный совет «Ростеха» и совет директоров ОАК, а также ряд других чиновников правительства.
Господин Чемезов в то время говорил, что вхождение ОАК в «Ростех» позволит сделать «единую компанию типа Boeing или Airbus», которая сконцентрирует в себе полный цикл производства в одних руках и в одном месте. Но при реализации идеи возникали сложности, связанные с различными вариантами интеграции.
В конце января 2018 года, речь заходила даже об объединении ОАК с холдингом «Ростеха» «Вертолеты России», но от этого отказались, чтобы не спровоцировать обязательный выкуп акций у частных инвесторов холдинга.
Фонду Mubadala из ОАЭ принадлежит 12,5% акций «Вертолетов России», и арабы «начали волноваться», поскольку «их мнения никто не спросил». Появлялся и риск возникновения права частных акционеров ОАК требовать выкупа акций, что могло обойтись в 30 млрд. руб.
Также отмечалось, что «Ростех» уже находится под западными санкциями, в отличие от ряда предприятий ОАК, что осложнит работу корпорации «Иркут» (производитель МС-21) и авиакомплекса имени Ильюшина (отвечает за развитие транспортной авиации).
По словам источника в оборонной промышленности, в итоге ОАК войдет в авиационный кластер «Ростеха», который возглавляет экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков.
По объему выручки за 2017 год этот кластер является ведущим в госкорпорации: 229,8 млрд. руб. от «Вертолетов России», 234,9 млрд. руб. от Объединенной двигателестроительной корпорации, 115,1 млрд руб. от концерна «Радиоэлектронные технологии» и 31,6 млрд. руб. у «Технодинамики».
«После вхождения ОАК с выручкой примерно в 452 млрд. руб. этот показатель только по авиационному кластеру превысит 1 трлн. руб.,— говорит один из источников в оборонной промышленности. — Такой цифрой очень удобно оперировать перед потенциальным инвестором».
Впрочем, вместе с большими цифрами «Ростех» получит и «тяжелый хомут» в виде необходимости изыскивать средства под реализацию ключевых авиапроектов, прежде всего в гражданской сфере — это среднемагистральный МС-21, российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ-100, говорит топ-менеджер одного из авиастроительных предприятий.
«Финансово-экономический блок правительства поддержал такую схему только потому, что им нужно было снять нагрузку с бюджета,— подтверждает сотрудник Белого дома.— “Ростех”, конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их им придется преимущественно самостоятельно».
Юрий Борисов подтвердил, что «в условиях ограниченных ресурсов федерального бюджета» «Ростех» готов дополнительно «инвестировать в ключевой проект российского авиастроения — МС-21 — десятки миллиардов рублей».
ПАО "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК, ИНН 7708619320) создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 года "Об открытом акционерном обществе "Объединённая авиастроительная корпорация". Регистрация корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 года.
Приоритетными направлениями деятельности ОАК и входящих в корпорацию компаний являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
В ОАК входят: ПАО "Компания "Сухой", ПАО "Корпорация "Иркут", ОАО "Ил", ОАО "ОАК - Транспортные самолёты", ПАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", ПАО "Туполев", ОАО "Илюшин Финанс Ко.", ОАО "Финансовая лизинговая компания", ЗАО "Авиастар-СП", ПАО "ВАСО", АО "РСК "МиГ", ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова", ОАО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева", ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова", ЗАО "Аэрокомпозит", ПАО "ТАНТК им. Бериева".
Чистый убыток ОАК за первое полугодие 2017 года по МСФО снизился на 10,14% до 6,599 млрд. руб. с 7,344 млрд. руб. за аналогичный период 2016 года.
Выручка выросла на 51,27% до 179,7 млрд. руб. со 118,795 млрд. руб., прибыль от операционной деятельности составила 6,5 млрд. руб. против убытка в 5,402 млрд. руб. годом ранее, убыток до налогообложения уменьшился в 2,06 раза до 5,838 млрд. руб. с 12,022 млрд. руб.
По данным ИПС "ДатаКапитал" ИА АК&М, чистый убыток ОАК за 9 месяцев 2017 года по РСБУ снизился на 19,52% до 166,396 млн. руб. с 206,751 млн. руб. за аналогичный период 2016 года.
Выручка выросла на 35,64% до 17,468 млрд. руб. с 12,878 млрд. руб., убыток от продаж - на 34,27% до 2,141 млрд. руб. с 1,594 млрд. руб., убыток до налогообложения - на 2,03% до 771,759 млн. руб. с 756,371 млн. руб.
ГК "Ростех", созданная в ноябре 2007 года, призвана содействовать российским организациям различных отраслей промышленности в разработке, производстве и реализации на внутреннем и внешних рынках высокотехнологичной продукции, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок, сокращения сроков и стоимости их создания.
Консолидированная выручка Ростеха в 2017 году достигла 1,589 трлн руб., консолидированная чистая прибыль - 121 млрд. руб., EBITDA - 305 млрд. руб.
Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ)
НПК Иркут
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
Правительство России
Ростех (Ростехнологии)
Mubadala Development Company
ФАУГИ / Федеральное Агентство по Управлению Госимуществом
Airbus (Европейский авиационно-космический концерн/EADS)
МИГГ
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева
Ильюшин финанс Ко (ИФК)
Нижегородский авиастроительный завод (НАЗ) Сокол
Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)
Boeing
Технодинамика