Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Контролирующим акционером «Трансконтейнера» стала группа «Дело» Сергея…

Контролирующим акционером «Трансконтейнера» стала группа «Дело» Сергея Шишкарева

29.11.2019, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», торги по приватизации подконтрольных ОАО РЖД 50% плюс 2 акций «Трансконтейнера» 27 ноября 2019 года дали неожиданный результат: победителем стала группа «Дело» Сергея Шишкарева. Сделку планируется закрыть до конца декабря 2019 года, профинансирована она будет из собственных средств группы и кредита Сбербанка.

В результате, признал господин Шишкарев, долговая нагрузка «Дела» будет «очень напряженной». Общий долг группы не раскрывается, по одному из ее ключевых активов — «Делопортс» (собственник активов в порту Новороссийска) — он составлял на середину года 21 млрд. руб., или 2,7 EBITDA.

Группа приобрела пакет за 60,3 млрд. руб.— на 67% дороже стартовой цены в 36,16 млрд. руб. Адекватность начальной стоимости бумаг оспаривалась экспертами, и, по данным “Ъ”, продажа по ней генерировала бы для номинального держателя пакета, ОТЛК, убыток свыше 6,5 млрд. руб.

Как рассказал заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Старков, в ходе аукциона было сделано более 150 шагов. Два других претендента — «Енисей Капитал» Александра Абрамова и Романа Абрамовича и Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина — активно участвовали в торгах.

«Мы продаем не просто бизнес, а ключевого клиента, который привносит более 50% платежей за услуги РЖД в части организации контейнерных перевозок», - Андрей Старков, заместитель главы ОАО РЖД, 7 июня 2019 года.

Но Сергей Шишкарев уточнил, что один участник достаточно быстро выбыл из борьбы, а с другим они торговались с 38 млрд. до 60 млрд. руб. По информации “Ъ”, за пакет упорно боролся «Енисей Капитал».

«Мы считаем конечную цену за данный актив экономически нецелесообразной, поэтому сошли раньше на торгах,— пояснили “Ъ” в ПГК.— Считаем важным сейчас сконцентрироваться на выполнении инвестиционных планов ПГК и задач стратегии».

По условиям сделки ОАО РЖД может потребовать от покупателя компенсацию, если фактическая плата «Трансконтейнера» за инфраструктуру монополии в течение двух лет окажется ниже плановой. Впрочем, отметил господин Старков, монополия рассчитывает, что такой необходимости не возникнет.

Также, пояснил он, если «Дело» решит перепродать пакет в течение двух лет, то должно будет заплатить ОАО РЖД 25% цены покупки. Впрочем, господин Шишкарев заявил о невозможности досрочной продажи: «Мы обречены этого не делать».

Действительно, покупка «Трансконтейнера» резко меняет статус группы. После сделки, отмечает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала», «Дело» войдет во все сегменты контейнерного рынка России: у компании есть контейнерные терминалы во всех бассейнах, а теперь — и крупнейший железнодорожный контейнерный оператор.

По словам господина Шишкарева, он сделал шаг по реализации своей мечты сделать лучшую транспортную компанию России, «национального чемпиона».

Однако реальные затраты на это будут существенно больше итоговой суммы сделки. Господин Шишкарев подтвердил, что в соответствии с законом группа сделает обязательную оферту минопритариям, хотя и будет вести переговоры с ВТБ (владеет 24,84% «Трансконтейнера») о том, чтобы тот остался в активе и помогал его развивать.

Он не исключил в перспективе обмен доли ВТБ в «Трансконтейнере» на принадлежащий группе «Дело» зерновой терминал КСК. В «Енисей Капитале», который уже владеет 24,74% акций «Трансконтейнера» и заключил опцион на выкуп доли ВТБ, заявили “Ъ”, что примут решение по оферте, когда получат ее.

По словам господина Шишкарева, пока «Дело» планирует «в короткие сроки пересмотреть планы развития компании, подвергнуть ревизии ее стратегию, пополнить кадровый состав».

Он уточнил, что группа заинтересована в сохранении присутствия представителей ОАО РЖД в совете директоров «Трансконтейнера», гендиректор Вячеслав Сараев сохранит свой пост. При этом господин Шишкарев не исключил, что в перспективе может быть произведен делистинг «Трансконтейнера» или объединение его с Global Ports, в котором «Делу» принадлежит 30,75%. Сроки он не назвал.

Комментарий
Такой результат конкурса — огромный успех и для продающей стороны (ОАО РЖД и правительства), и для покупателя,— полагает глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров.— Цена актива превзошла самые смелые ожидания, которые были сформированы в связи с ростом биржевых котировок в преддверии конкурса».

Для «Дела» победа в конкурсе — это возможность после завершения консолидации «Трансконтейнера» провести IPO или частное размещение, «успех которого практически обеспечен», полагает Михаил Бурмистров.

Риски, по его мнению, связаны с высоким уровнем долговой нагрузки «Дела» и неустойчивой структурой акционеров «Трансконтейнера»: фактически есть два крупнейших акционера (с учетом опциона ВТБ) с долями, близкими к 50%.

При этом, полагает он, у компании, скорее всего, не хватит финансовых ресурсов для приобретения по оферте долей «Енисей Капитала» и ВТБ, если цена акции будет соответствовать уровню, сформировавшемуся в результате конкурса.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст