Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 903,63  (+17,76%)
1 135,90  (+6,95%)
6 465,94  (+26,62%)
110 823,30  (-372,21%)
4 597,49  (+15,43%)
67,22  (-1,58%)
Источник Investfunds

Свою долю в «СГ-трансе» в первую очередь продаёт АФК «Система»

24.02.2016, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», «Сбербанк CIB» предложил крупнейшим участникам рынка грузовых перевозок рассмотреть возможность покупки 50 или 100% акций «СГ-транса». По 50% «СГ-транса» владеют АФК «Система» и ООО «Вектор рейл» Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых.

Речь идет в первую очередь о продаже акций, принадлежащих АФК «Система». При этом в предложении «Сбербанк CIB» не указана цена актива. Наоборот, потенциальным претендентам придется самим предложить устраивающую их цену за «СГ-транс».

Основными претендентами на актив считаются Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, Globaltrans и «Трансойл» Геннадия Тимченко.

«СГ-транс» – единственный железнодорожный актив АФК «Система». Корпорация купила оператора на приватизационном аукционе в 2012 г. за 22 млрд руб.

Позже АФК продала сначала 70% «СГ-транса» за 12 млрд руб. «Финансовому альянсу» (СП «Системы» и Unirail Holdings Тайчера и Бабаевых). Потом Unirail Holdings купила у «Системы» еще 15% оператора за 2,5 млрд руб.

В январе 2014 г. «Финансовый альянс» был присоединен к «СГ-трансу». Таким образом, доли «Системы» и Unirail в «СГ-трансе» сравнялись до паритетных. АФК получила за 50% оператора 8,5 млрд руб. Позже Unirail передала свою долю ООО «Вектор рейл».

Но на железную дорогу у «Системы» были большие планы. Компания претендовала на покупку у РЖД Первой грузовой компании (ПГК, крупнейший оператор в стране). Однако ни на первые торги по продаже 75% акций ПГК, ни на вторые (25%) «Система» не была допущена. В итоге оператор достался UCL Владимира Лисина.

«СГ-транс» – 11-й по величине парка оператор и крупнейший в России собственник подвижного состава для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и легкого углеводородного сырья.

В 2015 г. «СГ-транс» снизил перевозки грузов на 4,4% до 19,6 млн т грузов. Это произошло из-за снижения перевозок нефтепродуктов (на 22,1% до 8,5 млн т). Крупнейший клиент компании – «Башнефть». На нее приходится 35% грузооборота.

В октябре 2014 г. акционеры «Башнефти» одобрили заключение контракта на перевозку 49 млн т грузов с 1 мая 2014 г. по 31 декабря 2019 г. с «СГ-трансом», сообщила компания. Это примерно по 8,9 млн т грузов в год. Стоимость контракта – 65 млрд руб. Другие крупные клиенты оператора – «Роснефть», «Сибур», «Татнефть» и «Новатэк».

Комментарий

Несмотря на заключенный с «Башнефтью» рамочный контракт на перевозку, есть риск его расторжения и высвобождения парка, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Он оценивает стоимость «СГ-транса» в 15 млрд руб. за вычетом долга. Таким образом, доля «Системы» может стоить около 7,5 млрд руб.