Представитель ПГК от комментариев отказался. «Трансконтейнер» – это актив с перспективой роста, объясняет источник, близкий к ПГК, но добавляет: «Это всегда вопрос цены».
Ранее попытки приобрести контроль над активом неоднократно предпринимала группа «Сумма», владеющая «Трансконтейнером» через Fesco. В октябре группа улучшила условия, предложив ОАО РЖД либо выкупить контрольный пакет по рыночной цене, либо его половину с премией 20–30% к рынку и пут-опционом на остальную долю через четыре-пять лет.
Летом рассматривалась и возможность обратного выкупа доли Fesco монополией, рассказывали люди, близкие к РЖД и «Трансконтейнеру». Но «Сумма» тогда подчеркивала, что это актив стратегический и он не продается.
В ноябре вице-президент ОАО РЖД Андрей Старков сообщил, что к контрольному пакету «Трансконтейнера» присматривается Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), пытавшийся с зарубежными партнерами выкупить 24% акций оператора у НПФ «Благосостояние».
Кроме того, ОАО РЖД также обсуждало возвращение себе прямого контроля над «Трансконтейнером» и вывод актива из ОТЛК (сейчас — СП монополии с железными дорогами Белоруссии и Казахстана). Источник, знакомый с ситуацией, сообщал, что это может произойти в первом полугодии 2017 года.
В настоящее время Олег Белозеров заявил, что «коллеги-соакционеры» выходили к ОАО РЖД с предложениями по продаже доли монополии в «Трансконтейнере», но после рассмотрения семи потенциальных вариантов подхода, у ОАО РЖД нет однозначной позиции по вопросу.
Г-н Белозеров уточнил, что речь идет лишь о «потенциальном интересе просто к «Трансконтейнеру». Претендентов интересует контроль, но РЖД не готова его отдавать, подчеркнул Белозеров. Он уточнил, что пакет будет продан, если монополии предложат «какие-то уж совсем неприличные деньги».
Глава компании назвал «Трансконтейнер» «определенным видом монополии», добавив, что «монополия — это плохо, но нет ничего хуже, если монополия частная».
Также он отметил, что в такой ситуации (потери контроля) ОАО РЖД не сможет влиять на принимаемые решения, и это «может просто привести к убыткам компании». Олег Белозеров сообщил, что компания «планирует свое видение внутри правления», чтобы вынести на комитеты в совет директоров, «пообсуждать такой подход».
Позже глава ОАО РЖД добавил, что в компании считают продажу акций «Трансконтейнера» «нецелесообразной», уточнив, что предметное обсуждение этого вопроса не ведется.
«Мы говорим, что считаем важным, чтобы контроль был за нами, чтобы не потеряли доходы от этого рынка. Вопрос в деятельности “Трансконтейнера” не столько как компании, которая дает нам дивиденды, а в том, что компания растущая.
За последнее время у них очень серьезно выросли перевозки, и они очень большой объем доходов платят нам как инфраструктурную составляющую. Соответственно, мы заинтересованы в их развитии для того, чтобы больше как РЖД заработать»,— пояснил господин Белозеров.
В группе «Сумма» сообщили, что видят потенциал роста объемов железнодорожных контейнерных перевозок в два-три раза в среднесрочной перспективе.
Но для реализации этого сценария необходимы значительные инвестиции в развитие логистической инфраструктуры, что позволит предложить глобальный транспортный продукт и переключить существенные объемы, идущие сегодня в обход России, на сеть ОАО РЖД, добавили там.
Также в «Сумме» отметили, что особенно актуальной эта задача представляется с точки зрения стратегических инвестиций, осуществляемых сегодня государством в развитие Транссибирской магистрали.
Человек, знакомый с менеджментом одного из акционеров «Трансконтейнера», знает, что РЖД готовится представить в правительство материалы о развитии оператора. «Владельцы профильных активов могли бы внести их в капитал «Трансконтейнера», получив за это долю в компании», – рассказывает источник. Представителю РЖД не известно ничего о таком проекте.
НПФ Благосостояние
Лисин Владимир Сергеевич
Российские Железные Дороги / РЖД
Сумма Капитал
Трансконтейнер
Первая грузовая компания (ПГК)
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)
Федеральная грузовая компания (ФГК) (Вторая грузовая компания)
Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding)
Для РЖД перспективна интеграция усилий «Федеральной грузовой компании» (ФГК, структура РЖД) и «Трансконтейнера» в сегменте развития контейнерных перевозок, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Внесение активов в «Трансконтейнер» может заинтересовать банки и лизинговые компании, полагает эксперт.
Источники на рынке сомневаются, что «Трансконтейнер» можно считать некой монополией, так как «железнодорожные перевозки контейнеров составляют около 40% всех контейнерных перевозок», основная доля которых приходится на автотранспорт.
При этом источник отмечает, что в момент роста рынка и увеличения на нем числа игроков с 2010 года «Трансконтейнер» планомерно снижает свою долю на железной дороге — с 52% до 47%. При этом оператор ежедневно конкурирует с другими игроками, в том числе и по ценам, добавляет он.