«ТФМ-Гарант» господина Тайчера и партнеров (Максима Анищенкова, Александра Голанда и Ивана Благодатских) договорился о покупке оперлизинговой ТФМ у НПФ «Благосостояние» за 32,6 млрд. руб. в июне 2019 года, в ноябре 2019 г. сделка была закрыта. 12 декабря 2019 года ТФМ напрямую вошел в капитал «Атланта» с 75%, следует из данных Kartoteka.ru. Тогда же в капитале фирмы появился и ВЭБ.РФ.
ВЭБ.РФ планирует передать «Атланту» «в лизинг или в собственность» весь парк грузовых вагонов в размере около 40 тыс. единиц на рыночных условиях, сообщает госкорпорация, добавляя, что по первым 17 тыс. вагонов договоры уже подписаны и ведется их передача. Так, ВЭБ.РФ в соответствии со своей стратегией выйдет из сегмента оперлизинга, а на рынке появится один из крупнейших операторов с 75 тыс. вагонов.
По величине парка в управлении, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, «Атлант» может стать третьим оператором после ФГК (129,3 тыс. вагонов в управлении на 30 сентября) и Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина (112,3 тыс.), опередив «Модум-Транс», который к концу ноября 2019 года нарастил парк в управлении почти до 72 тыс.
Источник на рынке говорит, что, поскольку речь идет не о новом парке, а об уже работающем на рынке, проблем с привлечением грузовой базы у «Атланта» возникнуть не должно. «Кроме того, развитием нового оператора занимается менеджмент, у которого есть большой опыт прохождения кризисов на железнодорожном рынке»,— добавляет он.
Для того чтобы реализовать свои планы по выходу из оперлизинга, госкорпорации придется расторгнуть контракты с текущими арендаторами. Так, 10 тыс. полувагонов она забирает у ФГК, говорят два источника, знакомых с ситуацией. Впрочем, два других говорят, что контракт с ФГК уже истек в октябре 2019 года.
Изъятие в числе прочих факторов может привести к снижению по итогам 2020 года погрузки ФГК на 25% и существенному ухудшению финансовых результатов и сокращению дивидендов, рассказал “Ъ” источник, знакомый с расчетами дочерних компаний ОАО РЖД. Еще порядка 10 тыс. полувагонов ВЭБа — у «Нефтетранссервиса» (НТС).
Совладелец НТС Алексей Лихтенфельд сообщил “Ъ”, что у компании с ВЭБ.РФ — действующие, в том числе многолетние, контракты, которые расторгнуть в одностороннем порядке невозможно, и пока от ВЭБ.РФ предложения об их расторжении не поступало.
Михаил Бурмистров говорит, что с настолько крупным парком «Атлант» сможет соперничать с ФГК, ПГК, НТС, Globaltrans и «Модум-Трансом» за сервисные контракты с грузоотправителями.
Консолидация рынка в условиях формирования профицита ускорилась, отмечает он, особенно в сегменте оперлизинга, где риски выше: продается Brunswick Rail, ГТЛК передала 25 тыс. тяжеловесных вагонов «Модум-Трансу» и так далее.
В связи с этим решение ВЭБ.РФ крайне логично и позволит госкорпорации наконец избавиться от оперлизинга, переведя его в финансовый лизинг, и, продав часть парка, получить крупного партнера, который в силу масштаба несет меньшие риски и гарантирует отсутствие проблем с платежами по лизингу. Приобретя долю в его капитале, добавляет господин Бурмистров, ВЭБ получит эффект от роста капитализации и стоимости бизнеса «Атланта».
НПФ Благосостояние
Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ)
Лисин Владимир Сергеевич
Российские Железные Дороги / РЖД
Первая грузовая компания (ПГК)
Федеральная грузовая компания (ФГК) (Вторая грузовая компания)
Globaltrans Investment Plc
Нефтетранссервис
Трансфин-М
Алексей Тайчер
Алексей Лихтенфельд
Артём Чайка
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)
Максим Анищенков
Алексей Голанд
Иван Благодатских
Железнодорожный оператор Атлант